Т.А. Ватсон
Фото:Алексей Колосов
На Пасху, в наступающее воскресенье, усадьба Брянчаниновых ждет гостей: будет представлена праздничная культурно-просветительская программа «Светлая Пасха в Покровском».
Праздник светлого Христова Воскресения в Покровском традиционно начнется с праздничного богослужения в храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы (с 9:00 часов), - сообщают в усадьбе.
Потом в залах усадебного дома пройдет мероприятие, которое познакомит гостей усадьбы с традициями празднования Пасхи в семье Брянчаниновых, церковными обрядами и старинными народными преданиями, связанными с празднованием Христова Воскресения.
Гостей ожидает рассказ о традиционных подарках, поверьях, обрядовых действах на Пасху, а также о подготовке и сервировке праздничного пасхального стола.
В экспозиционных залах дома участники программы смогут увидеть выставку копийных материалов «Открытка – маленький подарок», посвященную истории, традициям оформления и дизайна пасхальной открытки рубежа XIX – XX вв.
В интерьерах усадебного дома гостей будут ожидать традиционные пасхальные игры, фото-зоны и фото-ретро салон для памятной фотосессии.
Представить себе возрожденную усадьбу в Покровском без труда Татьяны Ватсон из далекой Австралии невозможно. Представляем вниманию читателей небольшой разговор с ней, дающий представление об этом труде, причинах, по которым Татьяна Александровна решила помогать родному Покровскому, и почему она называет его "родным".
С Татьяной Александровной Ватсон мы встречаемся каждый год: вот уже в течение 25 лет она приезжает в северную глубинку. Приезжает аж из самого Перта. Говорит, надо пользоваться выгодным географическим положением: пока в Австралии зима, лучше провести ее в летних условиях, в родном Покровском.
Потомок дворян Брянчаниновых, живущий на другом конце земли, где и снега-то почти не видят, рассуждает о правилах пользования русской печкой в доме, расположенном в родовом поместье
– В первый раз я приехала в Покровское – родовое имение Брянчаниновых – в 1994 году. Мы приехали тогда вместе с Доном, моим мужем, но жили в гостинице, не в селе.
– Боялись ехать в Россию?
– Нисколько. Как я сюда попала? Я в 1985 году приехала в первый раз в Россию, тогда еще СССР. И познакомилась с двоюродной сестрой моей матери Софией Мстиславовной Толстой, внучкой Александра Семеновича Брянчанинова, второго А.С. Брянчанинова (первый – отец святителя Игнатия), она жила в Петербурге. Александр Семенович женился на Софии Борисовне Обуховой, у них детей не было, и они приняли дочь Анну. А Анна вышла замуж за Мстислава Николаевича Толстого, брата Алексея Толстого.
Я спросила тетю Соню: «Что с Покровским?» Она говорит: «Не знаю, не знаю…» В 1987 году всё еще не знала. А к нам в Австралию приезжали русские капитаны, которые водили суда в Эмираты, возили туда овец. Поскольку мой муж был капитаном морской службы, мы с радостью приглашали русских к нам домой. У меня была книжка Г.К. Лукомского «Вологда в ее старине» издания еще 1914 года, и одному капитану я ее показала и сказала ему, что это была усадьба моего дедушки и мне очень бы хотелось узнать, что с ней случилось. Он говорит: «Не беспокойтесь, Татьяна Александровна, в следующий раз, когда я буду в отпуске, я туда поеду с моей женой и всё узнаю». В те времена не было много карт в России: капитан думал, что проехать ему надо всего 300 км, а пришлось ехать 700. И доехал сюда, в Покровское, уже к вечеру, а дорога сюда была просто отчаянная.
Во всяком случае поздно вечером он сюда добрался, поговорил со всеми, с Александром Павловичем и Людмилой Степановной Тарасовыми – это главный врач туберкулезного санатория, который был устроен в имении, и его супруга. Он увидел объявление, где была написана просьба помочь в возрождении церкви в Покровском. Эту просьбу капитан передал нашей семье.
И на следующий год мы сюда с Доном приехали и поселились в гостинице в Вологде. Я думала: как нам попасть в Покровское? Я же тогда совсем ничего тут не знала. Я шла около церкви Покрова на Козлёне, вошла туда и говорю: «Как мне дойти до епископа?» А одна женщина там говорит: «О, не беспокойтесь, я вас туда сейчас же возьму». И сейчас же отвела к епископу. Тогда был епископ Максимилиан (Лазаренко), он очень мило нас принял и договорился с транспортом в Покровское. Так вот было. И с тех пор мы освоились в Покровском, как, впрочем, и на всей вологодской земле. Знаете, было очень больно смотреть на разрушенный храм, и, видя, что люди страдают без церкви, мы решили помочь в восстановлении.
– Но церкви тогда вообще не было?
– Четыре стены разрушенной, оскверненной церкви – вот что было. Четыре кирпичные стены. Я говорю: «Я вам помогу восстановить церковь, приеду в следующий год». Ну, и я тогда уже могла здесь остановиться, остановилась в старом голубеньком доме, который находится за каретником. И мы с Доном назвали тот дом «Australia house» – все смеялись.
Я привезла деньги, и первое, что мы сделали, – это поставили крышу над теми стенами, чтобы они больше не разваливались. Ну, и потом оно дальше пошло. И с тех пор мы стали приезжать постоянно.
Не всегда гладко шло гладко восстановление церкви и усадьбы - пришлось столкнуться с бюрократией и прочими не очень достойными явлениями, но это, наверное, всегда так, когда пытаешься делать доброе дело. Тут главное – не унывать. Вот так мы и не унывали, продолжая наше общее дело.
Был тут просто ужас. Были огромные дыры в фундаменте до начала специализированной реставрации. Я туда пошла и говорю: «Знаете, очень интересно, но у нас всегда начинают с фундамента, а не сверху». А они мне сказали: «Вологжане смогут наслаждаться усадьбой издали, она будет красивой». Я думаю: «Вот как интересно! Этого я еще не слышала!» Я думаю: «Боже! Мы никуда не двигаемся!» А в Австралии я была всегда в очень многих комитетах и председательствовала, так что я всегда знала: если хочешь, чтобы что-то случилось, тебе надо идти к самому главному. Так я решила написать письмо Владимиру Владимировичу Путину и Святейшему Патриарху Алексию II из-за святителя Игнатия. И обоим им послала рукописно. Ну, с тех пор всё блестяще пошло. И так хорошо, как вы видите, очень хорошо восстановили усадьбу, и в 2010 году ее открыли – сейчас здесь проходит много интересных и нужных мероприятий, музыкальных вечеров, экскурсий и т.д.
– Татьяна Александровна, вы в первый раз сюда приехали в 1994-м и потом каждый год сталкивались с проблемами, а то и с равнодушием, нежеланием работать. У вас не было желания бросить всё? Что вас заставляет возвращаться сюда вновь?
– С тех пор, как умер мой муж, я решила: почему я должна сидеть зимой в Австралии, если я могу сидеть здесь летом? Спасибо большое, ваше лето такое же, как наша зима.
Я так наслаждаюсь Покровским, что его не оставлю. И я не нахожу, что у людей нет желания работать, просто, я думаю, у них денег нет…
– А не было такого желания просто махнуть рукой и – «занимайтесь сами»?
– Нет-нет, мне всегда все помогают. Я слишком много тревожу, я думаю. Честно говоря, совсем не жалею об этом…
– То есть вы не унываете?
– Нет. Я думаю, что я опять напишу Владимиру Владимировичу Путину письмо и скажу: «Вы так чудно отреставрировали дом, но если вы нам не поможете, он опять развалится».
– Татьяна Александровна, скажите, то, что вы родственница святителя Игнатия (Брянчанинова), всегда чувствуется?
– Да, всегда. Дедушка мне о нем рассказывал, он всегда о нем читал. Так что я всегда знала о святителе Игнатии.
– То есть вы ему приходитесь…
– Его родители были мои прапрапрабабушка и прапрапрадедушка.
– И эти родственные связи со святителем Игнатием помогают?
– Да, я очень много его читаю, но, к сожалению, мой русский язык не так хорош, некоторые слова я не знаю, но я читаю его.
– Возвращаясь к святому Игнатию (Брянчанинову): вы говорили, что читаете некоторые его письма, труды. Какие-то его труды вам, несмотря на незнание некоторых слов, близки?
– Я очень люблю его читать, но, когда его читаю, думаю: «Боже, кто же может спастись?» Очень хорошо в раю, но попасть туда… Я не знаю, как мы туда попадем. Надо стараться.
– Но дает все-таки надежду?
– Дает надежду, конечно; говорит, что надо жить как полагается, по-христиански, с твердой надеждой на Бога.
– Вы, как человек, который живет и в Австралии, и в России, привыкший уже к русским трудностям, к неудобствам…
– Это неважно, второстепенно! Я счастлива, что Бог дал мне возможность приезжать в Покровское. И каждый раз я благодарю Бога за то, что могу сюда приезжать. Я говорю, что, когда я в России, я русская, у меня русская душа, всё. А когда я в Австралии, я австралийка.
– Русская душа – это как понять?
– Любовь к России, любовь к языку, любовь к религии, любовь… ко всему. Любовь, когда читаешь книги, наслаждаешься. Всем наслаждаешься здесь. Я вчера написала своей подруге в Южной Австралии: «В России я наслаждаюсь жизнью».
– Русская душа – это как понять?
– Любовь к России, любовь к языку, любовь к религии, любовь… ко всему. Любовь, когда читаешь книги, наслаждаешься. Всем наслаждаешься здесь. Я вчера написала своей подруге в Южной Австралии: «В России я наслаждаюсь жизнью». Видите ли, на Западе под влиянием Америки говорят, что в России всё плохо, ничего хорошего быть тут не может. Просто не обращаешь внимания на всё это. Почему все не могут дружить, я не понимаю.
– То есть, если я вас правильно понял, Татьяна Александровна, необходимо сохранять способность к критическому мышлению и не верить слухам, не идти на поводу у эмоций?
– Ну да, конечно, не надо, потому что каждый будет из себя делать лучшего человека вместо того, чтобы все дружили и говорили, как могут сделать для всех лучше. Это же ужас, что теперь делается на целом свете.
Петр Давыдов