Автошколы переходят на дистанционку
Минпросвещения впервые официально намерено ввести возможность дистанционного обучения для будущих водителей.
Автошколы разработают свои программы обучения. Процесс будет проходить с помощью систем, предполагающих авторизацию на портале Госуслуг. Эксперты указывают, что нововведение способно существенно сэкономить время кандидатов в водители, а возможно, и их расходы на обучение. Возможно, заняться подобными программами автошколы смогут заняться уже с 1 сентября 2025 года.
Речь, прежде всего, идет о приведении процесса подготовки в соответствие с изменениями, внесенными за последние годы в Правила дорожного движения. В 2017 году в ПДД появился термин «опасное вождение». Само это понятие вызвало дискуссию и неоднозначное отношение даже у экспертов. Теперь и начинающих водителей предстоит детально ознакомить с тем, какие маневры могут быть истолкованы инспектором соответствующим образом и что за наказание ждет нарушителя. Для «формирования у обучающихся навыков безопасного управления в различных условиях дорожного движения» Минпросвещения планирует перераспределить учебную нагрузку. При подготовке водителей категории B на вождение в «городе» выделят 42 обязательных часа вместо нынешних 38. На изучение же устройства трансмиссии, ходовой части, тормозов, электронных «помощников» водителя будет отводиться по одному часу вместо нынешних двух. На изучение общего устройства двигателя, наоборот, выделят три часа вместо двух.
Кроме того, как пишет «Коммерсантъ», в проекте приказа упоминается еще одно новшество — электронные документы. Скорее всего, речь идет о QR-коде в приложении «Госуслуги.Авто», в котором «зашиты» электронные права и СТС. Пока QR не отменяет обязанность водителей иметь при себе бумажные права, но упоминание об электронных документах появилось уже в образовательных программах, так что можно ожидать скорых перемен и в этой сфере.
Но наиболее важным представляется другое нововведение. Впервые Минпросвещения планирует официально предоставить возможность дистанционного образования для будущих водителей. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол МААШ Татьяна Шутылева объяснила, что похожая практика сложилась в 2019–2020 годах, когда многие автошколы были вынуждены перейти на дистант из-за ковидных ограничений:
«По сути, лекции просто транслировались с помощью различных видеоплатформ. Это был бесконтрольный процесс, который зачастую сводился либо к сокращению программ, либо к самоподготовке, а она запрещена».
«На самом деле у нас уже давно дистанционное или даже самостоятельное обучение. То, что рассказывают на курсах, можно посмотреть в мобильном приложении или спросить у чата GPT. Почти все ученики самостоятельно готовятся к сдаче экзаменов по ПДД. В итоге людям не надо будет тратить время на поездки в автошколы, подстраивать расписание под занятия. Я уверен, что через какое-то время все обучение перейдет в формат онлайн-вебинаров», — прогнозирует руководитель рабочей группы «Защита прав автомобилистов» «Народного фронта» Петр Шкуматов.
Действительно, новый приказ может привести к снижению трат. Дело в том, что он существенно упрощает процесс переподготовки водителей. Сейчас, учебные организации вынуждены в отдельных группах обучать, к примеру, желающих пройти переподготовку с категории А на B, с М на B или с А1 на B, но таких людей мало, и автошколы несут значительные расходы на организацию их обучения. Новый приказ «укрупняет» программы, позволив таких учеников объединять, сообщает ИА «СеверИнформ».