Среда,
4 декабря 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 3 апреля 2018 г. 09:59
КУЛЬТУРА

Спас-Камень. Крохотный остров и его великое значение

Спас Камень
Фото:Петр Давыдов

Одним из самых привлекательных для туристов и паломников мест Вологодчины по праву считается маленький островок в Кубенском озере. Называется он Каменный, но чаще всего употребляют, и по праву, более подходящее название: Спас Камень - из-за расположенного на этом крохотном острове монастыря. Путешественники и паломники идут сюда круглый год - даже зимняя стужа не останавливает поток гостей. В теплое время года, естественно, их количество вырастает в разы: приезжают на лодках и катерах. Чем же так привлекателен остров? Чем знаменита обитель?

Мы воспользовались материалами, составленными на основе лекций А.В. Камкина, выдающегося вологодского историка и культуролога. Александр Васильевич скончался в прошлом году, оставив не только благодарную память о себе, но и множество научных трудов, которыми необходимо пользоваться всем, которым небезразлична родная история.

Спасо-Каменный монастырь был основан в 1260 году белозерским князем Глебом Васильковичем, давшим во время бури на неспокойном Кубенском озере обет воздвигнуть здесь обитель, если будет спасен от гибели. Его судно вынесло на берег крошечного каменного острова, на котором, как гласит церковное предание, уже подвизалось несколько монахов-миссионеров.

У ранних островных монастырей нетрудно заметить некоторые общие признаки. Во-первых, они основаны на важнейших трассах славянского проникновения на Север. Во-вторых, все монастыри расположились по северо-западной границе расселения русских, на наиболее крупных озерах Севера. В-третьих, несомненным являлся миссионерский характер этих монастырей.

Такие монастыри, как Спасо-Каменный, располагались либо на водных трассах, либо вблизи стратегических коммуникаций внутри региона. Концентрация островных монастырей вдоль Сухонского речного пути связана, помимо прагматических соображений, еще и с тем, что Сухона – это начало великого Северного речного пути, ведущего в «земли незнаемые», а потому требующего освящения. Спасо-Каменный монастырь долгое время пользовался любовью и особым покровительством великих князей и царей. Первоначально он был под особым покровительством князей Белозерских, а затем, начиная с княжения Димитрия Ивановича Донского – Московских. Имел лидирующее значение среди вологодско-белозерских монастырей. В обители надолго утвердится особая строгость иноческой жизни.

После катастрофического пожара 1774 года монастырь фактически перестал существовать. Но по указу императора Павла он стал возрождаться и вплоть до 1917 года сохранял весьма стабильную жизнедеятельность.

Спасо-Каменный монастырь относится к числу обетных. И это не только достаточно редкое явление для островных обителей, но и свидетельствует о силе религиозного чувства, проявившегося в момент его основания. Он – древнейший православный духовный миссионерский центр, вводивший наш край в мир христианской цивилизации. К тому моменту на Русском Севере существовало всего лишь три монастыря: Кайсаровский близ Вологды и Троице-Гледенский и Михайло-Архангельский в Великом Устюге. Все они были городскими. Он же стал первым, основанным в глубинке, рядом с важнейшей водной трассой, по которой шло славянское заселение Севера, а вместе с ним – христианство и государственность. Еще не было знаменитых островных собратьев – Соловков и Валаама, не было Московского кремля и Троице-Сергиевой обители, а здесь уже затеплилась лампада веры и вставал на ноги мощный очаг миссионерства и просвещения.

В период активного монастырского учредительства значение этой обители было сродни тому, какое имела Троице-Сергиева обитель. Отсюда, как из Троицы, выйдут основатели новых монашеских общежитий – Александр Куштский, Дионисий Грушицкий и другие. Постепенно оформится свой собор святых Спасо-Каменских.

Как и многие островные монастыри, Спасо-Каменный стал уникальным культурным центром, который творили всем миром. В 1478 году на острове начинается сооружение каменного Спасо-Преображенского собора. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси: «идеже в той земли от начала миру ничтоже бывало каменного от храмов». Строили всем миром: каменщики для его строительства были выписаны из Ростова, кирпич привезен из Твери, а белый камень, который здесь был использован лишь в отдельных элементах декора, доставлен был из Старицы.

Известно о работе, исполненной великим художником русского средневековья преподобным Дионисием в Спасо-Каменном монастыре около 1481 года. Здесь было три иконы его письма.

На острове сложилось уникальное книжное собрание. По переписи 1670 года, здесь хранилось 364 книги, из них только 66 книг были печатные. Среди древних письменных памятников шесть книг были «на харатье», то есть на пергаменте. И даже это богатство являлось лишь частью сохранившейся после пожара библиотеки. Здесь трудились переписчики древних книг, составители новых. Творчество инока Спасо-Каменного монастыря Паисия Ярославова – известного книжника, старца, автора «Сказания о Каменном монастыре» – известно каждому знатоку русской культуры.

Очень рано оформилась связь крошечного острова, затерянного в лесах и озерах Заволжского края, с великим духовным центром мирового Православия – с Афоном. При Московском князе Димитрии Ивановиче Донском игуменом был назначен пришелец из Константинополя – афонский монах Дионисий, впоследствии епископ Ростовский. Он ввел в Спасо-Каменном монастыре устав афонских обителей, заложил традиции, которые определили авторитет и славу монастыря на несколько столетий вперед.

В Спас-Камне – первом на Вологодчине – была введена архимандрития, что означало установление на длительное время его старейшинства среди монастырей. Архимандриты и старцы Кубенозерской обители участвовали в важнейших общероссийских мероприятиях – в Соборе 1503 года, где вместе с преподобным Нилом Сорским защитили чистоту Православия от ересей, в Соборе об учреждении Патриаршества (1589), в Соборе об избрании на царство Бориса Годунова (1598), в процессе избрания царем Михаила Федоровича Романова (1613).

Так что значение этого крошечного острова, казалось бы затерянного в водах и лесах нашего Севера, чрезвычайно велико – как для Русской Церкви, так и для Российского государства.

Петр Давыдов

©СеверИнформ, 2018 г.

Проект реализуется при поддержке Управления информационной политики Правительства Вологодской области.

17.12.2018  17:08  Время назад: усадьба Брянчаниновых объявила конкурс на лучшую шляпку
14.12.2018  16:33  Вологодская область открыла Год театра
13.12.2018  10:38  Проект по сохранению уникальной церкви получил специальный приз
13.12.2018  09:07  В выходные о вологодских святынях россиянам расскажет чета Макарских
11.12.2018  12:45  Гора Маура и её чудодейственные свойства
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Среда, 4 декабря 2024 г.
11:31 Вологодская обл
 

Улицы Вологды чистят от смета (ВИДЕО)

16:12 Вологодская обл
 

Два особенных ребенка приняли участие в полумарафоне «Бегущая Вологда»

15:41 Вологодская обл
 

Иконы иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря доставили в Эрмитаж

14:40 Вологодская обл
 

Корги станет экскурсоводом

13:00 Вологодская обл
 

На Вологодчине выбрали самое вкусное молоко

12:09 Вологодская обл
 

Почти 5 миллионов отдала мошенникам вологжанка

10:25 Вологодская обл
 

Поросенок и кролик сгорели заживо

09:52 Вологодская обл
 

Вечер памяти Василия Белова пройдет в Вологде

16:19 Вологодская обл
 

Брат убил брата

15:22 Вологодская обл
 

Выбегать из дома пришлось жителю Чагоды

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
Яндекс.Метрика