Чиновник Санкт-Петербурга: Ленобласти придется с нами договариваться - или им придется открыть свой центр для мигрантов
Центры временного размещения мигрантов, по тем или иным причинам не сумевших легализоваться на российской территории, из системы ГУ МВД передаются исполнительной власти регионов. Как сообщил сегодня, 3 июля, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM председатель комитета по социальной политике Санкт-ПетербургаАлександр Ржаненков, городскому социальному ведомству отныне придется заниматься нехарактерным для системы соцзащиты учреждением, требующим участия особого контингента охранников.
В числе прочих проблем он называет "обременение" в виде нелегальных мигрантов, которые доставляются в центр с территории Ленинградской области. В связи с изменением законодательства соседнему региону придётся на каких-то условиях договариваться о том, чтобы двери центра не оказались закрытыми для областных "нелегалов" или строить собственное аналогичное учреждение.
ИА REGNUM: Скажите, пожалуйста, на каком этапе переходный период?
Сегодня у нас есть постановление правительства, в котором определены сроки передачи городской власти центра временного размещения мигрантов в Красном селе - учреждения, которое до сих пор находилось в системе ГУ МВД. Его содержанием предстоит заниматься нам - комитету по социальной политике Санкт-Петербурга. Мы подготовили нормативные документы, положение, регламентирующее алгоритм перехода. Провели ряд совещаний с правоохранительными органами, миграционной службой по координации наших совместных действий и получили от них ряд дополнений, касающихся переходного периода и дальнейшего существования центра.
ИА REGNUM: Какие действия, на ваш взгляд, можно считать сегодня главными?
Основной вопрос - финансирование. Пока денег нет. Мы подготовили распоряжение, чтобы они были отпущены из резервного фонда правительства Санкт-Петербурга. В бюджете текущего года такая строчка, понятно, отсутствует.
ИА REGNUM: Можно ли назвать суммы, которые потребуются?
Общее годовое содержание этого учреждения, по предварительным оценкам, исходя из расчётов наших специалистов и практики, сложившейся в ГУ МВД, обойдётся примерно в 40 миллионов рублей. Основные затраты связаны с зарплатой сотрудников, которым предстоит обслуживать центр. Значительного финансирования требует и охрана. Мы должны заключить соглашения с лицензированной фирмой, которая будет выполнять эти функции. По предложению губернатора, изучаем возможность подключить для охраны систему исполнения наказаний. Специфика учреждения всё-таки существует, и мы не можем доверить охрану бабушкам - дедушкам. Надеемся найти новую форму взаимодействия, но и здесь потребуется соглашение.
ИА REGNUM: Каким будет штат?
До сих пор в центре работало около 40 человек. Думаю, сохраним такую же численность. Зарплата, охрана, питание, коммунальные платежи, электричество, тепло - на всё это, как я уже говорил, требуются средства. К слову, проблема заключается еще и в том, что центр мы получаем с обременением - учреждение на балансе города, но помимо "городских", туда привозят мигрантов, задержанных в Ленинградской области, ведь ГУ МВД у нас работает на два региона - Санкт-Петербург и Ленобласть. По действующему законодательству, мы не можем за область платить, поэтому придётся договариваться - или они будут доплачивать (при наличии в нашем центре свободных мест, это реально), или им придётся открыть собственный центр для мигрантов.
ИА REGNUM: Есть ли какие-то договоренности с Ленинградской областью?
Сегодня область прорабатывает возможности договориться с городом, потому что определить место, построить что-то свое региону не так-то просто, затратно. Областные чиновники обращались к нам с письменным пожеланием предусмотреть возможность устройства в учреждение нелегальных мигрантов, задержанных на территории Ленинградской области, но мы пока не имеем определенных полномочий, так как передача еще не состоялась. К тому же, возможно, они с нашими вариантами не согласятся.
ИА REGNUM: Каким образом будете набирать персонал?
Может быть, кто-то согласится остаться из прежних сотрудников, имеющих определенные звания и аттестацию - в нашей системе, например, должностей, связанных со строгими охранными функциями, нет и не может быть. Но, скорее всего, большую часть персонала будем набирать извне. В этом деле нас ожидают трудности. Красное село от города несколько отдалено, поэтому сложно пока сказать, как сложится с кадрами. В любом случае, мы должны создать подобающие условия для сотрудников. По крайней мере, надо будет привозить их на работу, и доставлять обратно - так как это у нас делается в переселенном из центра города, от Смольного в Зеленогорск, психоневрологическом интернате №1. Это решаемо, но, к сожалению, тоже затратно.
ИА REGNUM: В какие сроки центр должен быть передан?
В постановлении правительства Российской Федерации сказано, что до 1 июля 2012 года. Но депутаты Госдумы РФ в первом чтении приняли поправки в действующее законодательство, по которым срок перенесён на 1 января 2013-го. Это было бы правильно, ведь для того чтобы все было сделано четко, в нормальном, рабочем режиме, необходимо время.
ИА REGNUM: Известно, что в центре, прежде находящемся в ведении ГУВД, было, мягко говоря, неспокойно - стычки с охраной центра, побеги?
Нам знакомы эти проблемы, трудности такого рода существуют и в наших учреждениях, в которых живут люди, освобожденные из мест лишения свободы, когда-либо имевшие проблемы с законом. Но в данном случае - иная специфика. В центре временного содержания мигрантов живут приезжие. У многих - сложности с общением, здоровьем. Все это, конечно, будет влиять на работу учреждения, но в данном случае речь ни в коем случае не идет о строгих, тюремных условиях. "Нелегалы" нередко теряют работу, у кого-то из мигрантов заканчивается время пребывания в России, утеряны документы - понятно, что нам предстоит разбираться с самыми разными ситуациями - повторяю, не тюремными способами.
ИА REGNUM: На сколько человек рассчитан центр?
На 150 человек. Это немного - в городе и области живёт гораздо большее количество "нелегалов". К сожалению, на этих людях кто-то зарабатывает, они нередко живут в подвалах, на территории строек - часто в нечеловеческих условиях. Вместе с правоохранительными органами, миграционной службой и добросовестными работодателями нам предстоит как-то улучшать ситуацию - по крайне мере, поучаствовать в судьбах 150 мигрантов.
ИА REGNUM: Многое зависит от федерального законодательства, общероссийской миграционной политики, но, чаще всего, возникающие проблемы и конфликты замешаны на неумении выстроить отношения между людьми - независимо от национальности.
Согласен, но у мигрантов перед страной, в которую они приезжают, должны быть определенные обязательства. Конкретная цель, знание законодательства, русского языка и готовность выполнять требования, действующие на территории России. У каждого конфликта (имею в виду горячо обсуждаемый СМИ случай с побегом мигрантов из центра) - две стороны. Уверен, случившегося можно было бы избежать - обойтись без стальных прутьев, если бы работники, охрана центра, с одной стороны, и находящиеся там мигранты, с другой, - сохраняли и соблюдали, наряду с правилами внутреннего распорядка, нормальные, цивилизованные взаимоотношения. На этом можно настаивать, даже не слишком разбираясь в тонкостях конфликта. И законодательство здесь ни при чём.
ИА REGNUM: Каким и всё-таки должны быть, на ваш взгляд, официальные, государственные взаимоотношения с мигрантами?
В мире давно отработана система таких взаимоотношений. Знаем по жизни и фильмам: куда бы человек не выезжал, он должен выполнять законы и требования страны, на территории которой оказался. Едешь на работу, пожалуйста, но только надлежащим образом оформи документы. В принципе, эта система в мире отлажена. Но нередко и нарушается - кстати, не только в России.
ИА REGNUM: Есть ли в мире учреждения, аналогичные нашему центру?
Во время командировки в Италию, например, изучая вопросы, связанные с проблемами людей, живущих с ВИЧ, методами работы с ними, рассказывали о таких как нелегальные мигранты из Африки, которые пользуются любыми плавсредствами: прячутся в трюмах танкеров, перебираются на плотах - лишь бы достигнуть берегов куда более благополучной страны. Там существует аналогичное нашему учреждение, где незваным "гостям" помогают легализоваться или же отправляют на родину, в рамках действующего итальянского законодательства.
ИА REGNUM: С какими трудностями, прежде всего, сталкивается мигрант, оказавшийся на российской территории?
В России тоже оседает большое количество нелегалов из Таджикистана, Узбекистана, Молдавии, Украины и так далее. И если с русскоязычными, Белоруссия, Украина, проще - они быстрее находят себе работу, то с выходцами из других бывших стран союза сложно - они не владеют русским языком. Вместе с тем, наше законодательство в этой части, пока не отработано. Возникают проблемы с квотированием рабочих мест иностранных граждан, с недобросовестностью работодателей, нанимающих дешевую рабочую силу без всяких социальных гарантий. Нет у работодателей сегодня ответственности за условия, в которых находится человек, и зарплату, которую он получает. Многих, к несчастью, не интересует наличие у работника медицинской страховки.
ИА REGNUM: Как вы считаете, можно ли изменить ситуацию?
Должны действовать межправительственные соглашения, надо внимательнее работать с диаспорами - город у нас интернациональный, многоконфессиональный, должны действовать какие-то упрощенные варианты с оформлением документов. Но самое главное, с моей точки зрения, чтобы человек, приезжающий на работу был заранее, еще на своей территории подготовлен к тому, что ему предстоит делать в так называемой стране въезда, и востребован, а работодателю, в свою очередь, предстоит обеспечить жильё (например, в так называемых "доходных домах", которые уже появляются в Санкт-Петербурге), и социальный пакет. Только такой подход можно считать цивилизованным. Ничего нет страшнее национальной неприязни, конфликтов на национальной почве - их наличие или отсутствие, так или иначе, связано с наличием или отсутствием грамотной миграционной политики. Человек может самостоятельно решать проблемы, когда знает, куда пойти, к кому обратиться.
ИА REGNUM: Какие аргументы могут противостоять обывательской позиции, именуемой: "понаехали"?
Велосипед здесь не изобретешь, но если мы понимаем, что иные виды работ не популярны у петербуржцев, то мы должны понимать и благодарить людей, которые становятся у нас дворниками, выполняют функции, не требующие особой квалификации. Жестче наказывать рублём работодателей. Создавать школы для обучения русскому языку. Вчера показали по телевидению сюжет о том, как общественная организация помогает детям-мигрантам изучать язык. Там, где государство не справляется, применимы усилия "третьего сектора".
ИА REGNUM: Имеются и более глобальные причины...
Действительно, по данным вице-президента Всемирного банкаФилиппа Ле Уэру, к 2050 году каждый житель Восточной Европы будет старше 65 лет. Возникнет острый дефицит рабочей силы, и среднеазиатские страны могут стать основными ее поставщиками хотя бы потому, что сейчас эти нации молоды. Для России кадровый вопрос будет стоять наиболее остро: по прогнозам международных экспертов, население нашей страны к этому времени может сократиться на 25 миллионов человек.
ИА REGNUM: В Санкт-Петербурге, насколько известно, отработана система приёма и легализации, а в ряду случаев - департации - мигрантов. Со взрослыми, как понимаем, сложнее?
Да, наработан петербургский опыт центра для детей-мигрантов "Транзит". Активно сотрудничаем с инспекциями по делам несовершеннолетних, с транспортной полицией. Со взрослыми мигрантами, безусловно, сложней. И соотечественников-то у нас немало, утративших жильё и документы - всегда помогаем, стараемся оперативно и эффективно это делать.
ИА REGNUM: Какой будет дальнейшая судьба учреждения, которое принимаете сегодня у системы ГУВД?
Пока могу констатировать факт: хорошие, конструктивные отношения сложились у нас с миграционной службой и правоохранительными органами. И впредь, думаю, каждый должен четко нести свою функцию. Мы - содержать центр. Правоохранительные органы и миграционная служба ответственны за контроль над соблюдением миграционного законодательства, депортацию. Им приходится заниматься, помимо прочего, мигрантами, имеющими проблемы с законом куда более серьезные, нежели просроченная виза или утраченные документы. С моей точки зрения, такие "серьезные" люди находиться в нашем центре не должны, иначе - не избежать криминала.
ИА REGNUM: Санкт-Петербург практически первым берется за "социальное" переподчинение центра?
Пока трудно сказать, хорошо или плохо быть первыми в таком деле. Практика покажет.
Если власти Ленобласти в ближайшее время не договорятся с руководством Санкт-Петербурга, областным чиновникам придется осуществлять проект по созданию собственного центра содержания иностранных граждан.
Связано это с тем, что по федеральному закону "О правовом положении граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном региональным законом. Иметь такое учреждение должен каждый российский регион.
До сих пор незаконных мигрантов, обнаруженных на территории Ленобласти, помещали во временный центр размещения мигрантов городского подчинения. Это учреждение действует с января 2010 года. "Это не пятизвездочный отель, но и не тюрьма", - заявила тогда экс-губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Только за 4 месяца 2012 года из районных судов и мировых участков Ленобласти на исполнение судебным приставам поступило более 100 исполнительных листов об экстрадиции незаконных мигрантов.
По данным Управления федеральной миграционной службы (УФМС) по Ленобласти, за тот же период в регионе за осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов было привлечено к ответственности 870 человек.