Гибель районных АТП и закрытие автовокзалов. Точки над i.
С начала 2015 года в восьми районах Вологодской области закрылись автостанции. Сейчас уже в 14-ти муниципалитетах вместо них действуют так называемые контрольно-кассовые пункты. Располагаются они зачастую там же, где были кассы станций до этого, а вот площади вокруг либо отданы в аренду бизнесу, либо вовсе пустуют. Причина проста: у муниципалитетов нет средств на их содержание. Чтобы не морозить людей на улицах в некоторых районах решили проблему, отдав здания автостанций в аренду частным перевозчикам. Теперь билетами торгует частник, по сути, осуществляя все былые функции муниципалитета. Цена аренды не высока, так как тянуть объект в рамках социальной нагрузки ни один ЧП не станет. А значит, им это выгодно.
Такая ситуация сложилась, например, в Бабушкинском районе. Там АТП уже ликвидировано. А замглавы Александр Шушков еще летом говорил, что частными маршрутами охвачены все сельские поселения района и недостатка в рейсах нет. Называл чиновник и причину ликвидации АТП. Сейчас в селе имени Бабушкина работает одна касса по продаже билетов, или контрольно-кассовый пункт. Находится он в аренде у частных предпринимателей, которые и продают билеты на свои рейсы. Планов по закрытию пункта нет, и в ближайшее время не появится.
***
По сути, частник победил (и победит, где еще не победил) в каждом районе. В местных администрациях оправдываются — они более конкурентноспособны. В чем же заключается преимущество ЧП перед МУ? Да много в чем, объясняют нам чиновники: вместимостью и размером автобусов, например, - частники, в основном, используют ПАЗики, ЛиАЗы и прочие так называемые «маршрутки», вплоть до «ГАЗелей», у муниципалов же в парке, в основном, старые дряхлые «сараи» марки «Икарус». Соответственно, у первых и расход топлива меньший. К тому же у частников отсутствуют социально значимые, но убыточные рейсы.
У муниципалов в парке, в основном, старые дряхлые «сараи»
Фото:fotobus.msk.ru
В Вологодском районе, например, муниципальный перевозчик прекратил борьбу практически сразу же — еще со времен появления маршруток: ходили они чаще, ездили быстрее, а денег за проезд просили столько же. Вот и стал пустеть «сараями» маршрут, к примеру, «Вологда - Федотово - Кипелово»: сначала муниципалы избавились от дневных рейсов, потом от утренних, а вскоре желтые «икарусы» и вовсе перевелись. Примерно в это же время поднявшиеся на желтых «ГАЗелях» частники берут в лизинг небольшие автобусы вроде «ПАЗиков» и окончательно прочнейшим образом занимают маршрут. Когда-нибудь, впрочем, пройдет и их время. История эта отнюдь не уникальна — аналогичные по сути процессы происходили (и еще происходят) в любом районе области.
Сейчас в Вологодском районе частники остались единственными перевозчиками. Работают они уже давно вполне официально — билеты продаются через кассу автовокзала, автобусы подъезжают к платформам. В период желтых «ГАЗелей» ни о каких билетах не шло и речи. А сами частники постоянно дежурили неподалеку от вокзала - на обочине улицы Зосимовской.
В период желтых «ГАЗелей» ни о каких билетах не шло и речи
Фото:animalphotos.ru
***
В Вожеге, где АТП также уже ликвидировано, об этом хотя бы сожалеют. По словам первого зама главы района Татьяны Лебедевой, когда в районе работало муниципальное АТП, все люди были уверены в безопасности перевозок, а сейчас этого нет.
«Мы не можем ничего сделать с ИП, только на комиссию вызвать и побеседовать. Слава Богу, диалог вроде бы налажен, и они прислушиваются. Но все равно, знаете, уверенности нет», - сетует женщина.
Кто же сейчас проверяет водителей и автобусы частников перед маршрутом и хотя бы как-то контролирует (отвечает!) за безопасность пассажиров? В администрациях таких людей нет — нет полномочий. Да нет и толкового законодательства, регулирующего сферу частных перевозок — и никогда его не было: раньше эта сфера была строго государственной/муниципальной, а действие чиновничьих должностных и служебных регламентов на частников не распространяется.
Надзорные органы? Да, они предпринимателей периодически штрафуют. Но штрафы эти для успешного перевозчика зачастую просто смешны.
«Был случай: выписали одному из частников штраф в 40 тысяч рублей. Он загрустил, а потом и говорит — ребята, ну мне же это целых три дня надо без прибыли ездить. У другого микроавтобус сломался, а в рейс надо. Так он пошел и купил новый. Теперь со старым не знает, что делать», - рассказал агентству бывший сотрудник регионального УГАДН, пожелавший остаться анонимным.
Муниципалы же такими объемами прибыли похвастаться не могут. Вот и жалуется директор Великоустюгского АТП: заедают постоянные проверки!
«Все требования закона мы выполнить физически не можем — средств не хватит. Но инспектору-то этого не объяснишь! Соблюдаем лишь основные нормативы: по безопасности дорожного движения, труда и пассажиров», - не скрывает Михаил Румянцев. Частники же, по его словам, не соблюдают никаких нормативов и требований — потому и находятся в выигрыше.
***
Могли ли сохранить свои АТП районные власти? Вне всякого сомнения. Во всяком случае, им ничего не мешало продать большие автобусы и купить маленькие. Изменить расписание. Самим стать мобильными и быстрыми, в конце концов. Разумеется, за большие суммы изношенный автохлам продать невозможно и парк предприятий бы в результате явно уменьшился. Однако МУП в таком случае смог бы если уж не конкурировать, то хотя бы качественно дополнять частников. Например, той же безопасностью и страхованием жизни пассажиров. Впрочем, сейчас — по мере успокаивания еще недавно стихийного первичного рынка — от обзаведения подобными атрибутами легального перевозчика не отказываются и некоторые частники. Пусть и в меньших масштабах, чем хотелось бы, но в любом случае, тенденция уже наметилась.
Вряд ли властям такой вариант оптимизации не приходил в голову. Судя же по тому, что он так и не был реализован, чиновники попросту не нашли ответа на вопрос: зачем им лишняя головная боль? Вот и отдали на откуп частному бизнесу одну из важнейших инфраструктурных отраслей. Хотя, с другой стороны, и условный маршрут «Малые Дворищи — Большие Дворищи» по стратегической ценности и вряд ли похож на «Москва — Магадан», однако люди в условных «Дворищах» живут такие же.
В этом плане, кстати, достаточно интересно выглядит Белозерское АТП. В парке предприятия, по словам недавно назначенного директора Игоря Антонова, имеются как три больших автобуса, так и «ГАЗели» с «ПАЗиками». То есть, соразмерные и адекватные тому самому пресловутому пассажиропотоку машины. Тем не менее — ничего хорошего. Во всяком случае, именно так обрисовывает ситуацию с предприятием Игорь Антонов. «Травят» белозерских муниципалов, как всегда, частники: «очень много денег увозят». Хотя засильем — относительно других районов — их присутствие в Белозерске не назовешь. По словам того же Игоря Антонова, сейчас от райцентра курсируют несколько легковых автомобилей, однако ездят они только в Вологду и Череповец. В местные села же пассажиров, похоже, не хотят возить даже частники.
Что интересно, трудности испытывают не только муниципалы. В Вытегре, например, ПАТП уже давно существует в виде ООО — предприятие перевели на бизнес-рельсы еще в начале нулевых. В аренде у ООО «Вытегорское ПАТП» и местная автостанция, работающая, по словам властей, в обычном режиме. Но что здесь любопытно — живет коммерческое ПАТП Вытегры ничуть не лучше муниципальных собратьев!
«Заедает нас все кругом: нелегалы, проверки, цены. Дышим на ладан. Повышать тарифы? Вообще ездить на нас перестанут. Заменить автобусы на маленькие — так они стоят заоблачно, дороже наших старых автобусов. А сверху требуют - оборудовать светодиодными лентами, ГЛОНАССом, тахографами, за страховку платить. Надежд нет никаких. Что делать? Бросить все и всех? Распустить коллектив, с которыми мы 30 лет вместе работаем, да в частники податься? Тогда, конечно, все будет хорошо. А так... Складывается ощущение, что нас целенаправленно и планомерно убивают», - говорил директор ПАТП Александр Горбунов летом этого года.
В чем же дело? Ведь вроде и свой интерес есть, и автобусы небольшие.
По словам людей, не понаслышке знакомых с отраслью, одной из главных причин бедствия муниципальных АТП является... банальное воровство. Причем, иной раз водители наглели до такой степени, что клали себе в карман до половины всей выручки маршрута и вместо 40 тысяч привозили родному АТП с рейса около 20. И, кстати, потом эти же водители увольнялись с предприятия и покупали на «заработанные» деньги свои первые «ГАЗели». Такой вот стартап.
Некомпетентное управление предприятиями тоже сыграло немаловажную роль. Чего стоит хотя бы назначение на должность директора и так уже погибающего Кирилловского АТП молодого человека, которому не было и 30-ти. И вскоре МУП в Кириллове существовать перестал вообще.
АТП в Кириллове существовать перестал вообще
Фото:photos.wikimapia.org
***
Между тем, организация внутрирайонного транспортного сообщения — есть прямая задача органов местной власти. Во всяком случае, в этом уверены прокуроры, признавшие незаконным бездействие администрации Белозерского района, в котором фактически отсутствует регулярное транспортное сообщение между райцентром и пятью сельскими поселениями. Местная автоколонна еще летом стала возить пассажиров только в поселок Нижняя Мондома и в деревню Анашкино. В остальные населенные пункты автобусы перестали ходить из-за предбанкротного положения АТП. Оправдание у чиновников одно: низкая наполняемость. Администрация попыталась было оспорить прокурорский иск, но, разумеется, неудачно.
Каким образом администрация Белозерского района будет реагировать на требование обеспечить народ рейсами, пока неизвестно — до главы администрации Евгения Шашкина дозвониться нам так и не удалось. Летом же, на встрече с жителями, глава предлагал главам поселений самим организовывать заказные рейсы по договоренности с пассажирами. В районном АТП прояснить ситуацию до конца также не смогли - директор автоколонны Игорь Антонов рассказал, что возобновить рейсы все-таки планируется, но как именно, пока неясно.
А автостанция в Белозерске работает, правда, в виде контрольно-кассового пункта — так требований меньше. Хотя в нем не только продают билеты, но также имеется и зал ожидания. Полноценная автостанция, в общем-то, что уже неплохо в нынешних условиях. Принадлежит он, кстати, той же местной муниципальной автоколонне.
Работает автостанция и в Грязовце. Во всяком случае, сейчас. Хотя еще совсем недавно людям приходилось мокнуть под дождем - вокзал в городке закрывали на три месяца.
«Пока работаем. Но, может, и продадут. Нас на три месяца — до 9 октября - закрывали, люди стояли на улице, а билеты в автобусах покупали», - рассказали нам на автостанции. А до местного АТП дозвониться так и не удалось даже с тысячной попытки — там попросту не берут трубку.
Ждать возвращения муниципалов на рынок перевозок бессмысленно
Фото:i.wheelsage.org
***
Подводя итоги, можно с уверенностью констатировать лишь одно — ожидать возвращения муниципалов на рынок перевозок бессмысленно. В ближайшее время так точно. А значит, следует в принципе изменить подход к вопросу. И самым приемлемым вариантом (и, пожалуй, даже единственным выходом из ситуации) здесь видится переход частников под крыло муниципалитета — своеобразное «слияние» - в соответствии с толковым унифицированным законодательством. Пока еще не придуманным и отсутствующим начисто. А законы такие нужны. И работа по их созданию предстоит, мягко говоря, масштабная. Одно точно - это не дело районных властей. В нынешних условиях (да и по обычной логике) реально решать этот вопрос можно и нужно на уровне от области и выше.
Муниципалитеты же, со своей стороны, в силах лишь попытаться заинтересовать частников в «слиянии». Сделать это будет трудно, ведь став полностью легальными перевозчиками, работающими на благо района, отвечать частникам тоже придется по всей строгости закона. Не стоит забывать и о неизбежных налогах, которых многим перевозчикам пока еще удается избежать, но в случае выхода из тени платить придется.
К слову, наверху - в региональном Заксобрании - проблемами в сфере районных перевозок уже заинтересовались. Правда, пока дело ограничивается лишь «попытками анализа» и прочими разговорами. Ну да, лиха беда начало.