С «очаровательными франтами» познакомит выставка в Шаламовском доме
Посетители выставки увидят мужские образы, запечатленные в русской и западноевропейской живописи и графике XVIII – XX веков из коллекции областной картинной галереи. Здесь зрителей встретят не только «герои своего времени» в гражданской и военной форме, включая бравых гусар, но и творческие личности: поэты, писатели, художники, а также галантные щеголи, сдержанные денди, элегантные кокеты… Их называли еще пижоны, петиметры, макарони, пшюты, ферты, фаты, в общем – модники. Они «форсили», ходили «козырями» и «гоголями». «Ходит франтом – сапоги с рантом» – говорил про таких народ.
Каждая эпоха имела свои представления о канонах мужской красоты. Художники то подчеркивали в этих образах героическое начало, мужественность, величие и благородство, то наполняли их грациозностью, изяществом, утонченным аристократизмом, искренностью и чувствительностью.
«Модники были во все времена. В истории костюма много примеров того, как мужчины тратили на свои туалеты целые состояния. В эпоху барокко мужской костюм часто по обилию декора и пышности превосходил женский, а сам персонаж был напудрен, нарумянен и напомажен», – рассказывает искусствовед Любовь Кербут.
Со сменой стиля жизни в XIX веке одежда стала гораздо удобнее, мужчины отказались от камзолов из парчи и шелка, начали носить сюртуки, перешли на узкие облегающие панталоны, а затем и на брюки. В связи с изменением идеалов мужской красоты силуэт костюма становился более вытянутым и строгим. Военные, в особенности гусары, во многом благодаря своей эффектной форме пользовались популярностью и большим успехом у дам. Очень выразителен парадный портрет кисти Н. Сверчкова «Лейб-гусар на коне» (1870), на котором изображен вологодский помещик К. Дружинин. По выходе в отставку ему в качестве подарка от однополчан была преподнесена масштабная акварель М. Зичи «Гусарская пирушка» (1873), на которой он изображен среди офицеров своего полка.
В начале XX века героем своего времени стал деловой человек, для которого главным в одежде было удобство. В моду вошли костюм-тройка, пальто, котелки, а цилиндры стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Фабрики готовой одежды сделали ее более доступной и распространенной, костюм стал универсальным, его могли носить и скромные чиновники, и аристократы.
Особым артистизмом отличаются показанные на выставке образы известных литераторов, живописцев, актеров (Т. Райт «Портрет А. С. Пушкина» (1837); М. Стариков «Портрет Карла Брюллова» (1859); П. Борель «Портрет художника Ф.П. Толстого» (1864 – 1869); И. Пожалостин «Портрет К.Н. Батюшкова» (1883) и др.)
Благородную ноту изысканности и галантности привносят в экспозицию гравюры западноевропейских мастеров, посвященные темам преданной дружбы. Особый раздел выставки включает произведения современных российских художников в стиле ретро. В экспозицию вошли и предметы мужского обихода из собрания Вологодского музея заповедника, - сообщает ИА "СеверИнформ".