На озере Сиверском. Фото Е. Мазилова.
В праздничные выходные в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике проходили необычные культурные мероприятия. Туристы смогли увидеть монастырь с высоты птичьего полёта - так и называлась экскурсия, проходившая на колокольне.
Экскурсанты услышали рассказ об истории монастыря и осаде его в XVII веке польско-литовскими интервентами.
На территории Нового города проводилась культурно - развлекательная программа "Весенний калейдоскоп". Взрослые и дети катались с горки, играли в традиционные игры - лапту, "зарю" и другие.
На берегу Сиверского озера экскурсовод музея Андрей Цветков устроил для всех желающих мастер-класс "Ловись, рыбка, большая и маленькая!" Ловлю рыбы зимней удочкой Андрей Валерьевич сопровождал увлекательным рассказом о жизни средневекового монастыря и случаях чудесной помощи святого Кирилла рыбакам. В Трапезной палате вниманию публики был представлен выносной Пасхальный фонарь XIX века, - сообщает ИА "СеверИнформ".
Кирилловский музей-заповедник уделяет большое внимание привлечению интереса путешественников и туристов. Помимо сугубо научной работы здесь проводятся фестивали. Несколько лет, например, сотни посетителей погружаются в историю как Вологодчины, так и всей России, принимая участие в военно-историческом фестивале "Кирилло-Белозерская осада". Здесь и доблестные защитники крепости, и польские захватчики, и пушки, и стычки, дым, картечь - впечатлений много. Главная же цель таких фестивалей (кстати, следующий должен пройти 11-12 июня этого года) - пробудить интерес к изучению родной истории. Как говорят родители, приведшие на праздник детей, интерес действительно пробуждается.
Официальный статус Кирилловский музей получил при советской власти, в 1924 году, когда обитель уже была разорена большевиками, но попытки сделать музей в действующем монастыре предпринимались и ранее. Так, попытку устроить музей ("древлехранилище") в стенах Кирилло-Белозерского монастыря предпринял в 1906-1908 гг. иеромонах Антоний (Александров). Но его начинание не нашло поддержки у властей монастыря. С 1917 по 1921 год в монастыре хранились материалы Государственного архива, эвакуированного из Петрограда. В 1919 году в монастыре начались ремонтно-реставрационные работы. Ученые – архивисты, архитекторы, реставраторы, представители местной власти и общественности города Кириллова делали неоднократные попытки организовать в Кириллове музей памятников старины и искусства, но они увенчались успехом только в конце 1924 года. Правда, тогда на территории монастыря, кроме музея, размещались детский дом, квартиры, хранилища зерна, соли, дров, сена.
С укреплением советской власти основным направлением в работе стало краеведение, показ "достижений социалистического строительства", что явно не соответствовало ни характеру памятников, ни прежнему содержанию коллекций. Изменилось содержание экспозиции музея, подходы в комплектовании фондов, экспедиционная работа свелась к обследованию колхозов и совхозов, к изучению «естественных производительных сил края». Выставка 1934 года носила уже явно идеологический характер. Она, по замыслу устроителей, должна была раскрыть «реакционную сущность монастыря-феодала».
В 1938 году под настойчивым давлением местных властей в церкви преподобного Кирилла появилась антирелигиозная выставка. Деятельность музея находилась под жестким контролем со стороны партийных и советских органов. В районной газете периодически появлялись статьи о работе музея, они содержали резкую и необъективную критику. Например, автор статьи «За монастырской стеной» отмечал, что руководство музея отнеслось к созданию антирелигиозной выставки формально, обвинял работников музея в "политической близорукости", требовал «проверить аппарат музея, очистить его от проходимцев и врагов народа…, потребовать от них четкой и добросовестной работы». Последовавшая за ней формальная проверка привела к отстранению директора музея от должности, а затем дело на него было передано в суд. Подверглись репрессиям и другие сотрудники. Основным «недостатком» в деятельности музейщиков было то, что они "недостаточно занимались пропагандисткой деятельностью, а сосредоточили основное внимание на памятниках».
Высокий статус музея-заповедника музей получил в 1969 году, началась активная экспозиционная, собирательская, хранительская работа его высококлассных специалистов, не прекращающаяся по сей день.
Главные усилия музея направлены на формирование и развитие музейного собрания, обеспечение безопасности музейных ценностей и создание оптимальных условий для их хранения. Приоритетным направлением деятельности музея стала экспозиционно-выставочная работа. Музей активно участвует в зарубежных выставочных проектах. Важной остается и реставрация движимых и недвижимых памятников. Одним из основных направлений деятельности музея является научно-исследовательская и издательская работа.
Ежегодно по итогам научной работы проводятся научные конференции в музее. Издательская деятельность музея направлена на публикацию результатов научных исследований, популяризацию памятников истории и культуры, привлечению в музей посетителей широких кругов населения. Научно-просветительская работа музея направлена на популяризацию памятников музея, его коллекций, и на работу по привлечению в музей посетителей. Посещаемость Кирилло-Белозерского музея-заповедника составляет около 260 000 человек в год.