Вологжан знакомят с железнодорожным вокзалом
Бюро экскурсий «Вокруг да около» проведет лекцию, на которой расскажет вологжанам о его истории.
Екатерина Хоботова расскажет, где до сих пор находится деревянный предшественник нынешнего вокзала, как встречали и провожали первый в истории поезд, и какую экзотику добывали для украшения вокзала к приезду важных персон. Вместе с экскурсоводом и одним из основателей бюро «Вокруг да около» вологжане разберутся с тем, почему поезда отходили по петербургскому и московскому времени, и что делали с забытым и не принятым багажом.
«Мы сдобрим рассказ газетными вырезками с вокзальными новостями, рекламой, расписаниями и фотографиями! А в конце нас ждет чай. И даже, надеемся, тот самый, с подстаканниками!», – рассказала Екатерина Хоботова.
А история вокзала и железной дороги действительно насыщенная. Особенно во время Великой Отечественной войны.
В планах Гитлера крайним сроком захвата Вологды объявлялся май 1942 года. 22 июня 1941 года, в связи с объявлением военного положения, бюро обкома ВКП (б) приняло постановление «О мероприятиях в связи с нападением на Советский Союз со стороны вооруженных сил фашистской Германии». Уже в первые месяцы войны Вологда оказалась в прифронтовой полосе.
Особая ответственность в годы войны легла на плечи вологодских железнодорожников. Вологодский железнодорожный узел перевозил военные грузы в Ленинград и на другие фронты. Обратно в тыл эшелоны возвращались с ранеными. Вологда стала одним из важнейших в стране центров по эвакуации раненых и больных. Вологда ежедневно принимала по 9-10 санитарных поездов. За всю войну они провезли через Вологду около миллиона раненых.
Вологжане оказали значительную помощь Ленинграду. Весь поток грузов для Ленинграда и Ленинградского фронта шел по Северной железной дороге через Тихвин на Волхов, далее - на Ладогу. Вологжане делали все возможное, чтобы облегчить путь эвакуированных из Ленинграда. В эти годы 5149 тяжелобольных были сняты с поездов и оставлены на лечение в госпиталях и больницах Вологды. В шести эвакогоспиталях, созданных специально для ленинградцев, и двух больницах скончались 1928 человек.
Особый пункт истории касается истории военно-санитарного поезда № 312. Ему даже установлен памятник в Вологде.
Большую часть бригады поезда составляли вологжане. За годы Великой Отечественной войны военно-санитарный поезд совершил 53 рейса и перевез более 25 тысяч раненных, пройдя более 200 тысяч километров. Раненые получали необходимую медицинскую помощь, а также проходили физиотерапевтические процедуры, получали психологическую помощь. Прямо в поезде выращивали зелень и овощи на крышах, перевозили кур под вагонами, а в багажном отделении держали поросят, чтобы у солдат была вкусная и здоровая пища. На стоянках команда поезда заготавливала грибы, ягоды и лечебные травы.
В поезде работала жестяная мастерская, в которой из металлических банок из-под тушенки делали кружки, лейки, кастрюльки, терки и многое другое. Изделия продавали, а вырученные средства перечисляли в Фонд обороны. Также в одном из вагонов находилась швейная мастерская по изготовлению полотенец, занавесок и постельного белья. О легендарном поезде писали в газетах, сняли документальный фильм, который, к сожалению, утрачен. В 1946 году вышла в свет повесть Веры Пановой «Спутники», по мотивам которой в дальнейшем создали киноленты «Поезд милосердия» и «На всю оставшуюся жизнь».
В годы Великой Отечественной войны поезд-госпиталь насчитывал 19 вагонов, из них четыре предназначались для тяжелораненых, семь – для солдат с легкими ранениями.
Этот путь вологжане смогут пройти 16 августа. А первая экскурсия по железнодорожному вокзалу и путям Вологды прошла в День железнодорожника 5 августа, сообщает ИА «СеверИнформ».