Вологда: нашествие очень вежливых людей
В Вологодской картинной галерее открылась художественная выставка «Очаровательные франты давно минувших лет».
Выставка тематическая, и посвящена она,...
Вологда: нашествие очень вежливых людей
В Вологодской картинной галерее открылась художественная выставка «Очаровательные франты давно минувших лет».
Выставка тематическая, и посвящена она, как следует из названия, мужским образам, запечатленным в русской и западноевропейской живописи и графике XVIII – XX веков из обширной коллекции картинной галереи. Зрителей встречают и бравые гусары, и поэты, писатели, художники – галантные щеголи, одетые как те самые «лондонские денди»… Их называли еще: пижоны, петиметры, макарони, пшюты, ферты, фаты, ну, в общем – модники. Они «форсили», ходили «козырями» и «гоголями». «Ходит франтом: сапоги рантом» – говорил про таких народ.
Каждая эпоха имела свои представления о канонах мужской красоты, проявляя глубокий интерес к конкретной личности. Художники то подчеркивали в этих образах героическое начало, мужественность, величие и благородство, то наполняли их грациозностью, изяществом, утонченным аристократизмом, искренностью и чувствительностью.
Во второй половине XVIII века портретное искусство в России достигло расцвета. На парадных портретах мужчины изображались в париках с туго завитыми локонами, посыпанными пудрой. Мужской костюм в то время отличался пышностью, яркостью тканей, обилием декоративных деталей.
В эпоху просветительства творили крупнейшие живописцы Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, создавшие блестящую портретную галерею современников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремлений человека.
Модники были распространенным явлением во все времена. В истории костюма много примеров того, как мужчины тратили на свои туалеты целые состояния. В эпоху барокко мужской костюм часто по обилию декора и пышности превосходил женский, а сам персонаж был напудрен, нарумянен и напомажен.
В связи с изменением идеалов мужской красоты силуэт костюма становился более вытянутым и строгим. Предметом гордости стала стройная и подтянутая фигура, что, безусловно, было связано с развивавшимся в России классицизмом: прославлением храброго и сильного героя, готового жизнь положить за Отечество (П.С. Иванов «Император Николай I со свитою верхом» (1835 – 1839), с оригинала Ф. Крюгера; Т. Райт «Портрет П.М. Волконского» (1823), с оригинала Д. Доу).
На выставке привлекает внимание гравюра В.А. Андреева (1894 – 1897), репродуцирующая написанный в 1809 году О.А. Кипренским знаменитый «Портрет Д.В. Давыдова». В нем создан романтический образ молодого лихого гусара в чине полковника, участника Отечественной войны 1812 года, брата прославленного воина и поэта Дениса Давыдова.
Военные, в особенности гусары, во многом благодаря своей эффектной форме пользовались популярностью и почетом. Очень выразителен парадный портрет кисти Н.Е. Сверчкова «Лейб-гусар на коне» (1870), на котором изображен вологодский помещик К.А. Дружинин. По выходе в отставку ему в качестве подарка от однополчан была преподнесена масштабная акварель М.А. Зичи «Гусарская пирушка» (1873), на которой он изображен среди офицеров своего полка.
В экспозицию наряду с произведениями живописи и графики включены и предметы мужского обихода из собрания Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника, придающие ей особый шарм меняющегося времени.
Выставка «Очаровательные франты минувших лет» знакомит зрителя не только с внешним обликом красавцев давно минувших дней, но и с их внутренним миром, с их гражданским и творческим служением Отечеству. Она будет работать до 11-го марта, - сообщает ИА «СеверИнформ».