Дорожные сборы и протесты дальнобойщиков. К чему это приведет?
11 ноября по всей стране прокатилась волна забастовок водителей и владельцев автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн, попросту говоря, фур. Дальнобойщики протестовали против введения платы за проезд по федеральным трассам. Напомним, с 15 ноября все транспортные компании обязаны платить за свое появление на дорогах. Стачка получила огромный резонанс и Правительство РФ в тот же день пошло на попятную. Сбор, конечно, они не отменили, но хотя бы несколько снизили — с 3,73 рублей за километр до 1,53 рубля.
Однако недовольных не убавилось. Масла в огонь подлила и работа (точнее, не работа) системы взимания платы с философским названием «Платон» - как оказалось, несмотря на все заверения разработчиков и владельцев (некая РТИТС), система массово сбоит и водители попросту не могут выйти в рейс, не нарушив при этом закон.
Дорожные сборы и протесты дальнобойщиков. К чему это приведет?
***
Причин недовольства перевозчиков нововведениями масса. Одной из главных является требование вносить сумму за проезд по трассам перед выходом в рейс. Только после чего водителю выдается так называемая маршрутная карта. Однако большинство компаний работает по системе пост-оплаты, то есть, получает деньги за перевезенный груз после собственно рейса. И, в зависимости от договора и благонадежности заказчика, срок получения средств может составлять до 30-ти дней.
«Один перевозчик отправил три машины в Москву на разгрузку в точку А. Он там разгрузился и поехал в точку Б на загрузку. А перед этим нужно заплатить «Платону». Но «Платон» не работал! В результате срок сорван, штрафные санкции со стороны заказчика и прочее. Штрафные санкции вообще прописаны во многих договорах. Большинство перевозчиков работают по системе пост-оплаты. При этом срок оплаты может составлять до 30-ти дней. Вдобавок сейчас много мошенников и деньги за перевезенный груз часто приходится выбивать через суд. А система требует предоплаты, иначе не выйти в рейс», - рассказала нам специалист одной из небольших вологодских транспортных компаний. В результате перебоев в системе фуры «встали» практически по всей стране.
«В первые сутки после запуска «Платона» система работала слабо, с постоянными сбоями. Это стало существенной проблемой, так как в начале рабочей недели по федеральным трассам только у нашей компании проходят сотни рейсов одновременно. Мы продолжаем оснащать наш автопарк бортовыми устройствами, используем дорожные карты. Сейчас сайт «Платона» работает почти без ошибок (в течение дня несколько раз сайт зависал из-за перегрузок), но все же есть некоторые нерешенные вопросы. Например, нам до сих пор не выдан пакет документов, на основании которых можно будет оспорить штрафы, если вдруг они будут выставлены из-за сбоя работы «Платона», - рассказал нам руководитель транспортной службы крупнейшей логистической компании Игорь Алексашов.
Однако сказать, что «система работала слабо» - значит, не сказать ничего. Более подробно ситуацию нам обрисовали на местах. В частности, в Череповце:
«В личный кабинет не зайти, чтобы оплатить дорогу, оператору дозвониться никто не может, жалобу оставить тоже невозможно. Ездили в офис «Платона» лично, деньги действительно внести невозможно ни одним предлагаемым нам способом. Все машины стоят - кто груженый, кто пустой. Никто не может выехать, не нарушая закон!», - негодует специалист одной из череповецких транспортных компаний Юлия. Аналогичная ситуация сложилась и в Вологде, и в других городах нашей необъятной.
В случае же выхода на рейс без оплаты перевозчиков ждет штраф. Для юрлиц он составит 450 тысяч рублей. ИП заплатят на нарушение закона поменьше, но тоже ощутимо — 40 тысяч рублей. И если для крупных компаний штрафы со стороны заказчика и государства не смертельны, то малый и средний бизнес в новых условиях рискует банально разориться.
«Все крупные транспортные компании уже давно подготовились к введению сбора платы за проезд и предварительно провели переговоры со всеми партнерами о непрерывной работе. Поэтому в акции протеста 11 ноября участвовали, скорее, небольшие транспортные компании, которым будет сложно выстоять в изменившихся условиях», - пояснил нам Игорь Алексашов.
Тем не менее, крупный бизнес совсем от ситуации не устраняется и демонстрирует поддержку своим «малым» коллегам. Хотя бы словесную. По словам специалиста, в компании надеются, что правительство пойдет навстречу предпринимателям.
«Внесенный в Госдуму законопроект о снижении штрафов за неоплату проезда для юридических лиц с 450 тысяч до 10 тысяч рублей мы полностью поддерживаем. Небольшим и средним перевозчикам сложно осилить такой размер штрафа, и вполне допустим сценарий перерегистрации таких игроков на физлица, что означает уход бизнеса в тень», - считает господин Алексашов.
Впрочем, сами крупные компании смогли своевременно подготовиться к введению платы за проезд. Сейчас почти все они уже зарегистрировали сови машины в новой системе. Зарегистрировались и некоторые частники. Однако платить они пока не собираются.
«Были случаи — люди платили, а деньги попросту исчезали. Пока этот «Платон» так работает, мы рисковать не хотим», - говорят дальнобойщики.
Весьма туманная история вышла и с якобы отменой штрафа во всех регионах, кроме Московской области. Напомним, о том, что такое решение принято, объявил замминистра транспорта Евгений Дитрих. Тогда же эта новость появилась на сайте министерства. Однако вот чудеса — в понедельник, 15 ноября, сообщение исчезло! А вскоре выяснилось, что мораторий на штрафы так и не был введен. Что это? Дальнобойщики горят однозначно: истерика и блеф властей.
Вообще, иногда складывается ощущение, что правая рука государства не знает, что делает левая. А как иначе объяснить выталкивание в теневой сектор огромной массы предпринимателей и раздающиеся при этом призывы к выводу бизнеса из тени?! Недаром и орел на гербе смотрит в разные стороны...
***
Не стоит думать, что беды дальнобойщиков останутся лишь их проблемами. Образно говоря, если считать трассы артериями государства, то дальнобойщики выступают фактически в роли гемоглобина — переносчика кислорода от легких к тканям. Россия живет с колес, и это вовсе не домысел. Стратегические запасы продовольствия на складах растаяли еще в предсмертном Советском Союзе. С тех пор еду в городах не копят — ее туда возят. Постоянно и ежедневно тысячи фур идут по стране. И представьте, что будет, если все они встанут. Через три дня в вашем магазине у дома закончится масло. Исчезнут яблоки. В других регионах с полок пропадет молоко. Еще через некоторое время Вы купите последнюю пачку перемороженных пельменей. МЧС, конечно, с голоду пропасть не даст — вполне вероятно, будет организован подвоз еды силами спасательного министерства с выдачей в одни руки по талонам во дворах. Но вам не кажется, что это уже попахивает настоящим катаклизмом?
Конечно, такой вариант не нужен никому, он самый маловероятный и почти нереальный.
Но запретить дальнобойщикам выживать не в силах никто. Выход у них остается один — поднять расценки на свои услуги. Что это значит? А это значит, что каждый рубль пятьдесят три копейки, заплаченный перевозчиками бизнесменам И. Ротенбергу и А. Шипелову, будет взят, в конечном счете именно из вашего кошелька.
Так, по оценкам экспертов, для крупных компаний себестоимость перевозки повысится примерно на 4-6%, а для небольших игроков эта величина составит 10% и даже выше.
«Разумеется, расценки на перевозимые грузы вырастут, значит, вырастет и цена товаров. Чиновники нам рассказывают сказки, что продукция подорожает на 1%. В пример они почему-то всегда приводят молоко. Так вот, доставка ГСМ подорожает, значит, подорожают сами ГСМ. Доставка бумаги для упаковки на молочный завод тоже подорожает. Как и доставка самого молока. И они после этого говорят, что молоко станет дороже на 1%??? Полный бред», - отмечают перевозчики.
Крупные компании, впрочем, пока осторожны в оценках.
«Как транспортные компании будут пересматривать свою тарифную сетку, на наш взгляд, говорить еще рано. Лучше подождать стабилизации ситуации и окончательного установления тарифов на сбор», - отмечает Игорь Алексашов.
С проблемами отрасль начала сталкиваться сразу же после введения в строй «Платона» и платы за проезд. Мыслимо ли — на одном из самых динамичных рынков появился дефицит машин!
«Раньше у нас соотношение товаров и перевозчиков в АТИ (интернет-система перевозчиков) было примерно два к одному. А сейчас товаров выкидывается в четыре раза больше, чем машин! То есть, дефицит перевозчиков уже налицо. Даже такая сеть как «Магнит» ищет машины, хотя у них и свой парк достаточно большой», - утверждают в компаниях.
Агентство обратилось за комментарием в крупные торговые сети региона. У ритэйлеров мы намеревались спросить: есть ли случаи задержки грузов и подняли ли уже цены поставщики? Однако в «Магните» оперативно предоставить данные нам не смогли — в этой компании на редкость никчемно налажено общение с прессой. А в службе коммуникаций «Макси» от комментариев вообще отказались, сославшись на сильную занятость.
Впрочем, по неофициальным данным, действие «дани Ротенбергу», как обозвали новый сбор дальнобойщики, торговики уже почувствовали.
***
«Реализация проекта «Платон» позволит компенсировать ущерб, наносимый федеральным трассам автомобилями и не возмещаемый за счет действующих налогов, а также компенсировать ремонт за счет пользователей автодорог, которые наносят основной ущерб федеральным трассам». Так на своем официальном сайте утверждают создатели системы. Оставим в стороне сомнительные рассуждения о вреде, который якобы наносят исключительно дальнобойщики дорогам. Ибо, как справедливо отвечают сами водители, в имеющиеся на асфальте трасс колеи почему-то не влезает ни одна фура — их оставляют именно легковушки.
Вопрос нас интересует один — кому все это выгодно?
«Сбор общероссийский, но платим через какое-то непонятное ООО. Что это за компания, почему именно ее выбрали, почему не было никакого выбора, тендера, на худой конец??», - задают справедливые вопросы перевозчики.
Как известно, систему «Платон» создала некая ООО «РТИТС» - «РТ-Инвест Транспортные Системы», «дочка» союза госкорпорации Ростех и ООО «РТ-Инвест». Как следует из информации, размещенной на сайте компании, сама ООО «РТ-Инвест» была создана в 2012 году неким предпринимателем Андреем Шипеловым при участии опять же Ростеха. При этом, доля Шипелова (точнее, его фирмы «Царицын-Капитал») в уставном капитале составляет 75%, а государства - всего 25%. В описании компании говорится, что она молодец — то есть, «осуществляет прямые инвестиции на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе через создание и управление инвестиционными фондами, инвестирует в быстрорастущие компании в секторах передовых индустриальных технологий, сфере обращения с отходами, информационных систем и транспортной телематики, производства строительных материалов». Ну и ладно.
В сентябре 2014 года «РТ-Инвест» совместно с Ростехом создает ООО «РТИТС», которую назначают концессионером (совместно с Росавтодором) по созданию и обслуживанию системы «Платон».
Между тем, как значится в базе ЕГРЮЛ, учредителями ООО «РТИТС» в настоящее время выступают ООО «РТ-Инвест» (25% Ростеха+75% Шипелова) и Игорь Ротенберг — сын известного российского миллиардера Аркадия Ротенберга. А куда же делось государство? А государство в лице Ростеха просто-напросто втихомолку продало Ротенбергу свою долю в «РТИТС». Разумеется, пока проект «Платона» строился, ни о каких тендерах речи не шло, поскольку в деле участвовала госкорпорация. Более того, как сообщается, именно усилиями главы Ростеха Сергея Чемезова «РТИТС» и стала единственным оператором системы взимания платы.
«Правительство вначале планировало выбрать оператора на конкурсе, в котором должны были участвовать консорциумы инвесторов с опытом участия в аналогичных проектах за границей, но передумало именно после обращения Чемезова. Тот призвал задуматься об импортозамещении, предложил построить систему на основе отечественных комплектующих, а данные о передвижениях грузовиков хранить строго на территории России. В итоге уже объявленный конкурс отменили, а проект доверили структуре «Ростеха», - сообщают «Ведомости».
Разумеется, доля Ростеха в конторе-учредителе оператора - «РТ-Инвест» - никуда не делась и косвенно корпорация продолжает иметь отношение к проекту. Вполне вероятно, что это выразится и в каком-то денежном эквиваленте. Однако больше это похоже на вознаграждение за сделку соседу Ротенберга по даче Сергею Чемезову. Вознаграждение, думается, немалое — в стране больше двух миллионов грузовиков и 50,7 тысяч километров федеральных дорог. Интерес Ротенбергов к проекту понятен — они давно занимаются сферой дорожного строительства. Одним же из главных поводов к введению платы, как мы знаем, называется «постоянно растущее число разрушаемых дорог». Однако.
Знаете, в Средние века в Европе было распространено явление под названием баналитетная сеньория. При этой системе, сеньор, владея правом, к примеру, на мельницу, или виноградный пресс, мог принудить крестьян пользоваться именно этой мельницей или прессом. Взамен крестьяне должны были отдать часть полученного продукта или деньги. Ничего не напоминает?
На выходе мы — в XXI веке - имеем практически частную контору, принадлежащую олигарху, которая собирает с граждан деньги за право проехать по трассе (по даже не принадлежащей ей трассе!). Часть денег контора отдает королю-государству, часть оставляет себе. Чем не новый феодализм?
Впрочем, ища кому выгодно неминуемое разорение множества мелких транспортных компаний, не следует забывать о других участниках рынка перевозок. В главную очередь, о монополии РЖД, которая, напомним, никогда не упускает случая повысить тариф, постоянно жалуясь при этом на убытки. И, разумеется, после сокращения рынка автомобильных перевозок, неминуемо вырастет объем перевозок железнодорожным транспортом — живущая с колес страна в продуктах и товарах нуждаться отнюдь не перестанет. Профит? Еще какой.
Разумеется, поезд проедет лишь там, где проложен путь, и совсем вглубь РЖД не проникнет. Однако и в законе речь идет лишь о федеральных трассах, почти все направления которых дублируются железными дорогами. Значит ли это, что перевозчики смогут выжить только в регионах? А здесь все зависит уже от настроения местных властей — ведь, в соответствии с тем же законом, федеральное правительство отдало на откуп регионам право вводить собственные дорожные сборы. И потому вполне может случиться такая ситуация, что куда ни кинь, всюду клин.
***
«Нереально платить за фуру трижды: транспортный налог, акциз на дизель и теперь еще этот сбор. Последний так вообще высосан из пальца, а расчеты Минтранса даны как от фонаря... Федеральные дороги — то, чем мы имеем право пользоваться, а теперь нас ставят как будто вне закона. А мы обеспечиваем всю страну товарами, налоги платим», - возмущаются перевозчики.
Действительно — а куда девается транспортный налог вместе с акцизами на дизель? И на какие же деньги ремонтировались дороги раньше?
Транспортный налог является региональным и идет в бюджет региона. Применительно к Вологодской области собранные с владельцев автомобилей суммы поступают в областной Дорожный фонд (частично, во всяком случае). Из средств Дорожного фонда уже финансируется ремонт и строительство местных — региональных — дорог. Федеральные же автодороги ремонтируются за счет федерального же бюджета. А вот Федерация получает в бюджет акцизы с дизельного топлива (как, впрочем, и с любой другой «горючки»). Хватает ли их на ремонт дорог? Вряд ли. Однако трассы и не обязаны непременно приносить прибыль! Повторимся, дороги - это артерии государственного организма.
***
Митинги и забастовки дальнобойщиков в России не прекращаются до сих пор. Свою поддержку перевозчикам демонстрируют в ЛДПР и КПРФ — электорат-то идеальный. Мешает дальнобоям лишь неорганизованность протеста. У них (пока!) нет ни какого-либо представителя, ни профсоюза, который мог бы скоординировать деятельность. И, как это ни печально, но скорее всего протест захлебнется.
Впрочем, здесь мнения экспертов расходятся. Так, по мнению шеф-редактора «Однако.Евразия», политолога Семена Уралова, дальнобойщики вполне могут стать первой ласточкой социальных протестов в России.
«Если даже в тихой Вологде удалось организовать солидарный протест — значит, цеховая поддержка не просто есть, а она уже готова вылиться в более радикальные формы. Следовательно, следующий шаг приведет к трансформации экономических требований в социально-экономические. А если будут игнорировать, то есть все шансы что требования эволюционируют в политические. Первая ошибка, которую может сделать власть в данной ситуации - это трактовать протест по схеме: «Кто протестует, тот агент Госдепа». Потому что в таком случае протестные настроения точно будут эволюционировать в сторону оппозиционности.
Также неверной будет попытка разогнать дальнобойщиков силовыми методами. Во-первых, потому что без увечий это будет сделать сложно — как уже говорилось, дальнобойщик это особый тип человека, которого сложно испугать силой. Во-вторых, потому что силовые действия будут рождать противодействия и только укреплять солидарность. И, наконец, самое худшее, на что может пойти власть — это прятать голову в песок. Чем больше власть будет игнорировать протест, тем быстрее требования будут эволюционировать от экономики к политике. Потому что дальнобойщики в условиях 21 века - это передовая часть пролетариата и мелкой буржуазии. Которой, как известно, нечего терять, кроме своих грузовиков и кредитов», - уверен эксперт.
Сейчас же замалчивание темы федеральными СМИ налицо — чего стоят хотя бы издевки со стороны «Первого канала». После того, как в официальном сообществе «Первого» появились просьбы и требования сделать сюжет о дальнобойщиках, администраторы в ответ начали «банить» таких пользователей. Дело доходило до того, что в черный список отправляли за любой вопрос на эту тему или невинную картинку с игрушечным грузовиком. Правда, затем телевизионщики все-таки сняли сюжет — про непростую, но такую важную работу дальнобоя...
Что еще более странно, молчит и федеральная власть, исполнительная, во всяком случае. До сих пор нет никаких внятных заявлений ни от Минтранса, ни от Администрации Президента... Между тем — чем этот протест и отличается от болотных митингов офисных московских хомяков 2011-2012 годов — выступления дальнобойщиков проходят по всей стране, практически во вех регионах. И дальнобойщики ни разу не хлипкие интеллигентишки, для которых высшая форма протеста — селфи в автозаке. А потому и расхлебывать заваренную наверху кашу приходится местным властям. Реагируют они по-разному. Архангельский губернатор, например, называет выступления перевозчиков безмозглыми, а глава Шекснинского района проводит с ними рабочие встречи и обещает донести требования до верхов. От «единороссов», кстати, тоже пока ни слова (исключая заявления совсем уж одиозных персонажей вроде депутата Федорова). Зато не молчат коммунисты и ЛДПР, обладая значительными ресурсами и кое-какой все же силой, они вполне способны СИСТЕМНО возглавить процесс и не дать ему свалиться в маргинально-либеральную змеиную яму.
***
Если молчат федеральные СМИ, то наступает простор для так называемой оппозиции. На самом деле, либералы должны благодарить Бога за такой подарок судьбы как акции протеста населения. Хотя, разумеется, они и далеки от этого народа, однако вряд ли дальнобойщики будут разбираться в сложностях мировоззрений оппозиционных СМИ. Телеканал? Отлично. Интернет-газета? Прекрасно.
Разумеется, упускать оппозиции такой шанс влезть с настолько значимой социально-экономической повесткой в первые ряды было решительно невозможно. Они и не упускают, хотя, в общем-то, и не скрывают своего истинного отношения к дальнобойщикам и их протестам. «Отличная идея объединиться и защищать свои интересы. Только за это их можно и нужно поддерживать», - пишет небезызвестный блогер Евгений Д. из города Вологды. То есть, им, по сути, наплевать на то, что перевозчики хотят. Главное — шатать режим, причем, чужими руками. В той же Вологде на встрече дальнобоев с коммунистами были замечены идейный помощники телеканала «Дождь», молящий суровых мужиков об интервью, умалчивая, правда, при этом, об истинной сути канала. Позже этот «человек дождя» создал даже трогательный клип под названием «Исповедь дальнобойщика», где на фоне возвышенно-трагичной музыки рассказывается о том, как власть жуликов и воров «крадет у нас, простых работяг последнее». Более того, в ролике утверждается, что «нас, простых работяг, не согласных с экономическим курсом, шайки чинуш приравнивают к агентам Госдепа». Добавим, идейность этого человека вполне позволяет ему тайком писать на диктофон даже своих соратников, а затем выкладывать их горячечные речи в сеть.
На фото: простые работяги с «Дождя» и «Эха Москвы», кого большинство населения страны уже на самом деле несколько лет приравнивает к агентам Госдепа.
Фото:igcdn-photos-h-a.akamaihd.net
Фото:www2.newanons.ru
Примазываться к любым формам протеста — вообще любимое дело отечественных либералов. Когда же нет протестов (а они достаточно редки) — они критикуют все, что ни делает наша власть вообще. За примерами далеко ходить не надо — сейчас дальнобойщиков защищают, например, вот такие субъекты:
Сейчас дальнобойщиков защищают, например, вот такие субъекты
Фото:linkis.com
Или такие:
Или такие
Фото:novayagazeta-ug.ru
Впрочем, оппозиционные СМИ деградировали уже настолько, что протест освещают весьма своеобразно — на страницах их изданий или в телекартинке вы не увидите никакого внятного и четкого анализа недовольства дальнобойщиков. Не услышите вы и о последствиях и причинах введения дорожного сбора.
«У нас 3,5 миллиона грузовиков – ну, понятно, какие-то косые, кривые, хромые. Но, в конце концов, это люди, это напарники, это семьи. И, вот, я уверяю, что каждый из этих нескольких сотен тысяч после поста Навального знает, что денежку будет получать сын Ротенберга. Вот этот водитель фуры получает 50 тысяч рублей…», - это высказывает свое экспертное по всем вопросам мнение Юлия «я не ракетчик, я филолог» Латынина (на фото выше). Ага, это Навальный всем правду рассказал.
Соответственно, все, что вы увидите будет выглядеть вот так:
Все, что вы увидите будет выглядеть вот так
Или так:
Все, что вы увидите будет выглядеть вот так
Или даже вот так:
Или даже вот так
Из-за экстренной блокировки Роскомнадзором сайта «Рабочий путь», сейчас вся «движуха» перенеслась на страницы соцсетей, в соответствующие группы дальнобойщиков. Правда, складывается ощущение, что самих дальнобойщиков там становится все меньше и меньше. Даже совершенно посторонние сообщества по-быстрому подправляют название, чтобы быть в тренде. К чему это приводит? Вот, например, скриншот со страницы подобной группы, откровенно примазавшейся к протестам:
скриншот со страницы подобной группы, примазавшейся к протестам
Пользователи, впрочем, не остаются в стороне.
«ну давайте тогда вариант искать чтобы было в профиле больше 1000 записей и фотки машинки (фурки или валдайки, или ГАЗели) Ну а чо щас вообще жесть почитайте что в постах твориться... Мы тут без них разберемся если чо, я с 2005 года в грузоперевозках, а они нам тут диктовать начали что делать и куда идти. Админы не банят вообще хоть удаляйся», - пишет пользователь с ником София (орфография сохранена — прим.авт.) Аналогичные претензии накопились и у других участников тематических сообществ.
Хочется предупредить дальнобойщиков: такими темпами наша оппозиция запросто может превратить выступления серьезных мужчин всего лишь в очередное фрик-шоу. То есть, подняться до уровня осознания социально-экономических целей они не смогут, а вот опустить (или, как говорят, слить) протест до своего уровня — типа, измазывания фекалиями на публику или приколачивания тестикул к брусчатке — легко. Нужна ли дальнобойщикам «помощь» настолько дискредитировавших себя товарищей? Если они не враги самим себе, то точно нет. Иначе протест перетечет в маргинальное русло очень быстро. Тем более, удачный опыт «слива» у наших либералов имеется ого-го какой — вспомнить хотя бы тот же 2012 год.
***
Вообще, даже организованными вменяемыми силами митингами в наше время добиться чего-либо сложно (кроме, разве что, административных протоколов по надуманным поводам). На митинги, в основном, ходят те, у кого основным рабочим инструментом является язык. У дальнобойщиков же есть огромные фуры, которые могут просто очень медленно двигаться по оживленным трассам нашей необъятной. С митингами власть справляться давно научилась. А вот как быть с такими формами протеста — не знает никто. И протест дальнобойщиков здесь ни разу не исключение. Самым же эффективным и эффектным методом (при этом, законным!), как показала практика, являются именно дорожные акции — по типу той же «улитки». Вспомните реакцию хотя бы после забастовки 11 ноября: тогда зашевелились все.
***