К 5 годам колонии общего режима приговорен председатель Клуба деловых людей Вологды Владимир Старцев. Такое решение вынес Замоскворецкий суд Москвы — тот самый, который осенью прошлого года рассматривал дело экс-министра финансов России Алексея Улюкаева.
С решением суда не согласны ни сторона обвинения, ни защита Старцева. Прокуратура уже подала жалобу на приговор, посчитав его слишком мягким (обвинение требовало для Старцева 7 лет колонии). Адвокаты Старцева также готовят жалобу, пытаясь добиться его полного оправдания.
Конкурс на 690 миллионов
История Владимира Старцева оказалась столь же громкой, насколько и запутанной. По сути, на его месте мог оказаться любой другой предприниматель, пожелавший участвовать в аукционе за право освоить бюджетные деньги.
В 2011 году ФГУП «Канал имени Москвы» объявил аукцион на разработку проекта для реконструкции своих объектов. Большинство шлюзов, плотин и других гидротехнических сооружений «Канала» были построены еще в 1937 году и в настоящее время требуют скорейшего ремонта.
В аукционе на право разработки проекта приняли участие две организации — вологодское ООО ПИИ «Облстройпроект», которым руководит Старцев и ОАО «Гипроречтранс». От начальной цены контракта в 697 миллионов рублей «Облстройпроект» скинул всего 2%, а «Гипроречтранс» заявил, что может выполнить проект за 396 миллионов. Однако у «Гипроречтранса» оказались какие-то проблемы с документами и проектную организацию отстранили от участия в аукционе. В итоге победа досталась «Облстройпроекту». Результаты аукциона проверили в ФАС и не нашли никаких нарушений.
У «Гипроречтранса», по всей видимости, была какая-то первичная документация по «Каналу имени Москвы» и ряд работ, предусмотренных проектом, им не нужно было выполнять. Поэтому они смогли значительно снизить цену, - пояснили в «Облстройпроекте». - У нас никакой документации не было и заявленная цена в 690 миллионов рублей была вполне адекватной за тот объем работ, который предстояло выполнить».
Сиделец «Матросской тишины»
К осени 2014 года, как и предусматривали условия контракта, заключенного с ФГУП «Канал имени Москвы», практически все проектные работы были завершены. Причем, ряд работ вологодским проектировщикам пришлось выполнять дважды, поскольку «Канал имени Москвы» по некоторым объектам поменял условия договора. Все эти изменения впоследствии пришлось вносить в контракт в ходе длительных судебных разбирательств.
Также, согласно условиям договора, за выполненный проект Федеральное Агентство морского и речного транспорта («Морречфлот») выплатило «Облстройпроекту» почти всю сумму, полагающуюся по контракту. Оставалось лишь утвердить проект в ФАУ «Главгосэкспертиза».
Но в начале 2015 года дело приняло неожиданный поворот. В последних числах января Владимира Старцева пригласили в Москву на допрос в следственный комитет, откуда руководитель проектной организации отправился прямиком в «Матросскую тишину». Для работников «Облстройпроекта» арест руководителя стал «громом среди ясного неба». Никто не мог понять, что такого натворил Старцев, что попал в прицел следственных органов. Вскоре постепенно начала проясняться суть дела.
Странный эксперт
Из информации генеральной прокуратуры, появившейся на сайте ведомства уже после вынесения приговора следует, что, по заключениям экспертов, реальная стоимость проектных работ составила 231 млн 593 тыс. 144 рубля 41 копейку. Таким образом, сумма бюджетных средств, похищенных в результате преступления, превысила 459 млн рублей.
- Для нас было совершенно непонятно, откуда появились такие цифры, ведь аукцион проводили не мы и начальную стоимость проектных работ оценивали в «Канале имени Москвы», - пояснил юрист «Облстройпроекта» Артем Сидоров. - По мнению следствия, получалась примерно такая картина — Старцев договорился с руководством «Канала», чтобы те увеличили в три раза сумму контракта, а лишние деньги потом «распилили» пополам. Но это же полная ерунда.
Как выяснили в «Облстройпроекте», информация следственного комитета о стоимости работ основывалась на показаниях некого эксперта Никитина, который посчитал, что сумма завышена. Вместе со Старцевым под уголовную статью попала представитель ФГУП «Канал имени Москвы» Анжелика Горобец. Против них было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество».
- Самое интересное, что этот эксперт Никитин не имеет никакого отношения к гидротехническим сооружениям, - рассказал Артем Сидоров. - Его деятельность как-то связана с проектированием зданий. Но это все равно, что попросить оценить проект атомной станции человеку, который кроме жилых домов ничего не проектировал. Это огромная разница.
Следствие по делу Владимира Старцева продолжалось почти два года. Все это время председатель Клуба деловых людей Вологды находился в «Матросской тишине». Почти год назад дело передали в Замоскворецкий суд Москвы.
По мнению специалистов, в идеальном варианте суд должен был провести свою независимую экспертизу, чтобы выяснить, была ли завышена сумма договора и могут ли проектные работы стоить 690 млн рублей. Однако это могло затянуть процесс минимум на полгода. В итоге судья решил обойтись без дополнительной экспертизы.
Денежный вопрос
В этой истории есть один любопытный момент. Если бы работы, выполненные «Облстройпроектом», прошли заключение ФАУ «Главгосэкспертизы», тогда дело развалилось бы, как карточный домик, поскольку в этом ведомстве работу проверяют десятки опытнейших «зубров», которых на «мякине не проведешь». Однако «Главгосэкспертиза» даже не приняла проект к рассмотрению.
Дело в том, что эксперты Федерального Агентства рассматривают подобные проекты только в том случае, если есть документальное подтверждение того, что в бюджете заложены деньги на проведение самих работ по реконструкции. Логика экспертов понятна — зачем принимать проект, если нет денег на работы по реконструкции? Чтобы он пылился на полке? В свое время, когда «Канал» заявлялся на аукцион, государство выделяло порядка 8 млрд рублей и на проектные работы, и на работы по реконструкции. Однако сейчас эта сумма непонятным образом растворилась.
Кстати, сам «Канал имени Москвы» тоже находится под сильным прессом. С одной стороны на руководство предприятия постоянно давит прокуратура, поскольку многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии и любое ЧП может привести к плачевным последствиям. Но начать работы по реконструкции плотин и шлюзов можно только после того, как проект будет утвержден в «Главгосэкспертизе».
Получился замкнутый круг — у государства нет денег, чтобы начать реконструкцию «Канала», ФАУ «Главгосэкспертиза» не принимает проект к рассмотрению, потому что в бюджете на реконструкцию не заложены деньги. Сам проект, над которым вологодские проектировщики работали три года, «завис» в воздухе, Владимир Старцев уже три года находится на нарах, а проектная организация, оставшаяся без директора, проходит процедуру банкротства.
Несмотря на решение суда, адвокаты Старцева не теряют надежду довести это дело до логического завершения и добиться оправдания своего подзащитного.
Александр Черняткин