Радоница: чему радуемся?
Нет на свете чего-то более неизбежного и неотвратимого, чем смерть. Для каждого живущего пребывание на земле закончится смертью. Вместе с тем об этом меньше всего люди предпочитают вспоминать. Тему смерти современная цивилизация стремиться замалчивать. Почему? Человек смерти боится, он подспудно ощущает её неестественность, и явно видит её некрасивость, ужасность. Бог сотворил человека для жизни, для бытия, а не для мрачной могилы.
Но окружающий нас мир, во всех своих проявлениях, и в жизни, и в смерти есть искажение Божьего замысла, то, что в церковном обиходе называется местом изгнания (из Рая, в котором Адам изначально пребывал). Но страх смерти даже в таком состоянии не является уделом всех без исключения людей. Христос указал путь, через преображение себя, через силу Благодати побеждать страх смерти. Христианин, в подлинном смысле слова, живёт не сиюминутным, а вечным, его дух устремлён за пределы видимого мира, туда, где Христос. Это, впрочем не где-то за "тридевять земель", а внутри, в нашей же душе. "Царство Божие внутри вас". И это царство святости. Поэтому святые, а именно они являются истинными христианами, не испытывали такого страха перед смертью, какой есть у нас, а зачастую, как например, мученики, бесстрашно шли на смерть. Или как апостол Павел, который говорит: "для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение".
Не случайно в Пасхальный период, в продолжение недели после Праздника Воскресения Христова в церковном богослужении большей частью отсутствуют сугубо заупокойные моления (панихиды). Христос победил смерть, Он воскрес, мы причастники этой Радости и Его Божественной силы. Вечной смерти нет, а есть Вечная жизнь, и наша христианская надежда вступить в это наследие, которое зависит впрочем от того, как мы проживём краткий земной отрезок. В дни Пасхи меняется наше восприятие смерти, жизнеутверждающее "Христос Воскресе" озаряет светом загробный мир, это приветствие мы адресуем и тем, кого уже нет с нами. И лишь во вторник после Светлой седмицы, в день, названный Радоницей (от слова - радость) возвращаемся в более привычное нам состояние, состояние плачущих (дай Бог, плачем радостотворным) о своих грехах и своем несовершенстве. А вместе и молитве к Богу о наших близких, и не только, отшедших уже в мир иной.