Вопрос № 1: В какие сроки необходимо оплатить административный штраф? Какие последствия могут возникнуть в случае его не уплаты?
Ответ: Согласно ст. 32.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев исполнения постановления о наложении административного штрафа на месте совершения административного правонарушения. По истечении тридцати дней при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания суммы административного штрафа. Одновременно, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, уполномоченные органы и должностные лица составляют протокол об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола. За неуплату административного штрафа в срок, согласно ст. 20.25. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Вопрос № 2: В каком порядке определяется база для исчисления алиментов, подлежащих взысканию с индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?
Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. При этом в случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Согласно подпункту «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Вместе с тем следует отметить, что согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации от 23.07.2008 № 03-11-02/82 и от 14.10.2008 № 03-11-04/3/461 налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), представляемая в налоговые органы, не может считаться подтверждением дохода плательщика алиментов от предпринимательской деятельности, т.к. декларируемый доход является вмененным, а не фактически полученным индивидуальным предпринимателем. Способ определения вмененного дохода, закрепленный в Налоговом кодексе Российской Федерации, установлен исключительно для налоговых целей и не может применяться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетних детей. При этом сумма реального дохода оказывается неподтвержденной документами. Таким образом, расчет задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, в данном случае возможно производить исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации. Вместе с тем в случае, если такое определение задолженности по алиментам существенно нарушает интересы индивидуального предпринимателя, он вправе обратиться в суд.
Вопрос № 3: Возможно ли отменить постановление о возбуждении исполнительного производства и отказать в возбуждении исполнительного производства по истечению трехдневного срока, установленного ст. 31 Закона «Об исполнительном производстве»?
Ответ: Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства содержится в ч. 1 ст. 31 Закона «Об исполнительном производстве». Решение об отказе в возбуждении исполнительного производства принимается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок. Однако на практике встречаются случаи, когда судебные приставы-исполнители при наличии оснований для отказа в возбуждении исполнительных производств возбуждают исполнительные производства. По установлению данного факта ставится вопрос о необходимости отмены незаконно возбужденного исполнительного производства и вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства. Согласно ст. 14 Закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. Законодательством не установлено запрета для отмены судебным приставом-исполнителем вынесенных им постановлений. Таким образом, полагаем возможным принятие судебным приставом-исполнителем незаконно вынесенного постановления о возбуждении исполнительного производства и отказе в возбуждении исполнительного производства в порядке ст. 31 Закона «Об исполнительном производстве».
Вопрос № 4 Допускается ли обращение взыскания на пособие по безработице?
Ответ: Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, куда входит и пособие по безработице, так как оно является видом страхового обеспечения обязательного социального страхования, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Таким образом, исключается возможность обращения взыскания на пособие по безработице в ходе принудительного исполнения исполнительных документов. Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, принятом в целях реализации названной нормы Семейного кодекса Российской Федерации, утвержден исчерпывающий перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей (далее – Постановление). В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Постановления, алименты удерживаются, в том числе, из пособия по беременности и родам, а также пособия по безработице только на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. Полагаем, что обращение взыскания на пособие по безработице допускается исключительно в ходе исполнительного производства, возбужденного на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.