Храм Флора и Лавра
Храм Флора и Лавра примечательна не только деревни Кумзеро Харовского района. Здание построено в неовизантийском стиле, не характерном для русского севера. По словам специалистов, таких соборов в Европе всего 3, в том числе Исаакиевский в Санкт-Петербурге.
Храм строился 40 лет. К концу 19 века на берегу Кумзерского озера возникло здание высотой с 12-этажку. Церковь стала духовным центром притяжения прихожан практически со все района. Звон с могучих колоколов разносился на всю округу. Но период процветания длился тоже около 40 лет. С приходом советской власти храмы постигла печальная участь.
Зимнюю церковь в Кумзере разрушали с 1935 года, но здание долго не сдавалось. Перекрытия толщиной в 60 сантиметров, тесаные полы, не успевшее проржаветь железо на крыше - всё сделано на совесть. По словам старожилов, иконы и церковную утварь ломали прямо возле храма. Колокольню ломали не один год. Шпиль рухнул только во время грозы. А саму колокольню уронили в начале 50-х годов. Интересно, что здание трижды горело из-за ударов молний. Сначала перед Революцией, затем перед Великой Отечественной войной, потом перед перестройкой. Как будто небесные силы предупреждали людей о предстоящих страшных событиях.
Храм святых Флора и Лавра окончательно не разрушили, но помещения долгое время использовал колхоз "Красное знамя". Тут хранилось и сушилось зерно со всей округи. Глинобитная печь топилась дровами, дым выходил через верхние окна собора. Осенью агрегат работал круглосуточно. Всё это негативно отражалось на внутреннем убранстве и состоянии здания. Настенная живопись закоптилась, появлялись надписи далеко не православного толка. Когда сушильный комплекс перестал работать, здание осталось раскрытым и всё больше приходило в упадок.
Плачевным итогом стало то, что к началу 21 столетия вместо величавой церкви остались только стены, полуразрушенные купола. Долгие годы жители этих краев мечтали о восстановлении собора. Казалось, что фронт работ необъятен, да и денег, как всегда, не хватало.
Специалисты осматривали строение и пришли к выводу, что оно стоит очень прочно. Несмотря на близость озера, фундамент никуда "не пошел". Храм возводили, что называется всем миром, так же и стали восстанавливать. На призыв сохранить обитель откликнулось множество людей - от пенсионеров до предпринимателей. Постепенно вокруг здания появились строительные леса. Желающие помочь освободили крышу от растительности, во становили купола, отреставрировали кресты. За последние 8 лет сделано немало. А главное - в эти стены вернулись прихожане и молитва.