Родовое гнездо...
И часто эта история была связана не только с именами бабушек, прадедушек, сестер, двучатых племянников, но и с конкретным домом, где жила семья.
Когда закрываем глаза, то вспоминаем стены родного дома, традиционные обеды по субботам, празднования нового года, походы за грибами и ягодами в лес. А еще фотографии в рамках на стенах. На них красноармейцы в гимнастерках, или лихие казаки с шашками, две склоненные друг к другу головы молодоженов, снимок семьи на фоне большого дома. Они рассматривались по праздникам в тесном кругу тех, кто собирался в теплом уютном доме, который на всю жизнь стал "родовым гнездом".
Родовым гнездо может быть для каждого своим. История нашей страны такая, что еще в начале XX века существовало явное разделение между баринами и крестьянами. Одни жили в усадьбах, другие в избах. Во времена СССР появились профессорские дачи, небольшие шале художников. Но от размера дома не менялось его назначение, если в нем царили любовь и уважение. А самое удивительное, что спустя столетие, бережно охраняются, как те, так и другие строения.
На территории Вологодской области есть несколько дворянских усадеб, хорошо сохранившихся и поддерживаемых потомками рода. Это были действительно "гнезда", в которых вырастали смелые воины, защищавшие родину, пыткие умы просвещения. И, конечно, примером для юношей служили предки - основатели рода, учредители традиций семьи.
Но хочется зайти не в такой дом. А в деревенский дом-пятистенок. Именно такие в основном строили в Вологодской губернии. Это был большой дом на несколько комнат с сенями и двором под одной крышей. Именно в таком доме вырос Алексей Михайлович Соловьев.
"Я родился во время войны. Скажете, да ну, какие уж тут традиции. Не скажите. Мы жили в деревне Тереховская, теперь это Кирилловский район. А тогда - богом забытое место, болотина кругом. Только на лодке через Кубенское озеро до сел добирались".
Но рассказ будет не о нем, а о его прадеде Лукьяне Кузьмиче. Именно он построил этот дом, в котором Соловьевы живут до сих пор.
"Семьи раньше были большие. Когда дом был закончен, в семье было уже трое парней и две девочки. В деревне и малыши в хозяйстве пригождались. Пока родители на сенокосе, надо дом прибрать, воды натаскать, скотину напоить, огород прополоть. Вот так и приучали к труду. А вечерами батя на ложках играл, ребята плясали, мать песни пела. Знаю, потому что эта традиция дошла и до меня. Как бы трудно не сложился день, смахни усталость и спляши", - смеется наш рассказчик.
Когда сыновья вырастали, они оставались в доме и приводили сюда же жен. Дом разрастался. Помещение представляло собой уже две смежные избы, каждая из которых имела свой вход, сени и печку. Но уклад был один: ближе семьи на свете никого нет.
Много горя прошло за это время, войны, революция, голод. Ничего не сломило "родовое гнездо" Соловьевых. Стоит дом на берегу реки с заново покрытой крышей, покрашен, с резными ставнями. И как раньше в нем слышится смех детей, окрики старших, воспоминания стариков. И возвращаться сюда - добрая примета всей большой родни Соловьевых. Здесь они делятся новостями, знакомятся с новыми родственниками, поминают усопших, выпивают за новорожденных. Одним словом, живут одним миром, одной семьей, сообщает ИА "СеверИнформ".